Концепция Ярославского регионального отделения Союза Рыболовов
по противодействию браконьерству в отношении водных биологических ресурсов.
Концепция Ярославского регионального отделения Союза Рыболовов по противодействию браконьерству разработана в целях сохранения биоразнообразия водных биологических ресурсов на территории Ярославской области.
Ярославское РО МОО “Союз рыболовов” определяет для противодействия браконьерству в отношении объектов водных биологических ресурсов (Антибрак) следующие основополагающие, базовые принципы:
1. Охрана и противодействие браконьерству возможно только в рамках действующего законодательства.
2. Противодействие браконьерству в части мер административного и уголовного воздействия должно осуществляться только уполномоченными органами. Финансирование этой работы должна осуществляться только из бюджета, так как только в этом случае может быть обеспечена независимость органов охраны правопорядка.
3. Общественность может заниматься только тем, что не требует специальных полномочий: мониторингом, информированием органов о фактах браконьерства, разработкой требований к органам власти, агитацией и пропагандой - при условии безусловного соблюдения законности и правопорядка.
4. Антибраконьерская борьба не будет иметь положительного результата, если она будет вестись силами одного ведомства, осуществляться однобоко, изолированно от других методов и подходов, ограничиваясь только, например, антибраконьерскими рейдами, так как браконьерство - комплексное социально-экономическое явление.
Искусственные ограничения противодействия браконьерству узкими рамками института общественных инспекторов рыбоохраны, полностью подконтрольных в своей деятельности Федеральному агентству росрыболовства, могут служить сдерживающим фактором в эффективной борьбе с браконьерством.
5. Борьба с браконьерами чревата межличностными конфликтами. Ведение её силами местных жителей (инспекторов, активистов) часто осложняется нежеланием портить отношения с соседями, а иногда и создавать угрозу для своих семей. Кроме того, этот вид правоохранительной деятельности зачастую проходит вдали от населённых пунктов, в отсутствии свидетелей. Решения, принимаемые инспектором в таких условиях, не воспринимаются как безальтернативно обусловленные внешними обстоятельствами и приписываются нарушителем личной воле гос.служащего.
Таким образом, в этой работе должны быть максимально задействованы процедуры, объективно лишающие инспектора возможности выбора, составлять или не составлять протокол, а именно, необходимы официально зарегистрированные заявления о факте браконьерства, желательно - от приезжих граждан (рыболовов-активистов, командированных сотрудников органов охраны правопорядка).
6. Противодействие браконьерству не может увязываться с каким-либо бизнесом на воде или берегу. Оно не должно служить обоснованием и оправданием передачи частникам водоёмов, ибо это вопросы разного порядка. Восстановление ВБР - задача, решаемая на временных горизонтах в несколько лет. Права же собственности на национальные ландшафты, будучи раз установлены, могут быть прекращены только по воле собственника - как сейчас права пользования водоёмами могут быть прекращены только добровольным расторжением соответствующих договоров. Именно стаж владения водоёмами и их берегами будет предъявляться со временем как обоснование притязаний на их приватизацию.
7. Необходимый объём финансирования, численности штатов и материально-технического обеспечения органов рыбоохраны нуждается в обосновании, что особенно важно в условиях систематического недоиспользования государственных ассигнований, выделяемых Росрыболовству. Общественный мониторинг должен решить прежде всего эту задачу - выявлять факты браконьерства, документально их фиксировать, оперативно сообщать о них в органы рыбоохраны, а также вести учёт непринятия мер по поступившим заявлениям.
8. Увеличение возможностей ЗАКОННОГО доступа населения к любительской рыбалке через изменения правоустанавливающих документов и регламентирующих актов позволит вывести из категории браконьеров рыболовов-любителей, оказавшихся на грани нарушения закона из-за несовершенства законодательства, бассейновых правил, наличия в них ошибок. Зачастую служба рыбоохраны с большей оперативностью реагирует на факты лова рыболовами-любителями в период нереста на спиннинги, оснащённые поплавочной снастью, в силу более лёгкого и массового их выявления, нежели на сетный лов.
На основании базовых принципов Ярославское отделение МОО “Союз рыболовов” определяет следующие направления деятельности по противодействию браконьерству:
1. Совершенствование законодательства.
Инициативы по изменению нормативно-правовых актов федерального, регионального и бассейнового уровня:
В части государственной регистрации и номерного учёта сетей;
Ограничение движения маломерных судов в том числе не пользователей ВБР - упорядочение, единообразный запрет для пользователей ВБР и для просто катающихся, с условием разрешения хождения исключительно на судовом ходу;
Унификация терминологии рыболовных снастей и понятий (что есть “удочка”, “донка”, “искусственная приманка” и т.п.);
Обсуждение и внесение изменений в действующие правила рыболовства Волжско-Каспийского бассейна, в раздел правил по Ярославской области;
Внесение дополнений в федеральный перечень такс для исчисления размера взыскания за ущерб причинённым ВБР.
2. Профилактика нарушений правил рыболовства.
Разработка и распространение агитационных материалов, листовок.
Проведение разъяснительной работы среди рыбаков и иных граждан о рациональном использовании водных биологических ресурсов и информирование о нормах законодательства в области рыболовства.
Публикации в СМИ, телевидении, интернет ресурсах материалов информационной и пропагандисткой направленности для воспитания бережного отношения к водным биологическим ресурсам, гражданской позиции и нетерпимости к браконьерству.
Обращение с официальными, информационными письмами в государственные структуры (Россельхознадзор, Роспотребнадзор, Ветнадзор), торговые точки (рынки), осуществляющие торговлю свежей рыбой.
3. Информационная деятельность.
Приём от активистов и передача правоохранительным органам оперативных сообщений о фактах браконьерства на воде по дежурным телефонам полиции – 01,02,112 (с сотового). Размещение дублирующей информации на интернет ресурсе ЛесОхот. При необходимости подача письменных заявлений в УВД и природоохранную прокуратуру.
Оперативные сообщения о фактах продажи свежей рыбы в местах не оборудованных для осуществления торговли, а так же на рынках и магазинах.
4. Мониторинг работы уполномоченных органов в период осуществления мероприятий по Антибраку.
В случае выявления фактов непринятия мер по заявлениям граждан, официальные обращения в вышестоящие органы от регионального отделения на бездействие конкретных чиновников.
По результатам проведённых мероприятий по противодействию браконьерству отмечать благодарственными письмами (грамотами) наиболее активных сотрудников правоохранительных органов, инспекторов рыбоохраны, государственных и муниципальных служащих, а также отделы и службы в правоохранительных, государственных, региональных и муниципальных органах власти, достигших наилучших показателей.
5. Взаимодействие с органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными организациями и гражданами.
Гражданам, не желающим ждать решения законодательных вопросов, Союз Рыболовов предоставит возможность противодействовать браконьерству уже сейчас. Для этого Ярославское региональное отделение содействует обеспечению взаимодействия с органами государственной и муниципальной власти, силовыми структурами, иными общественными организациями и гражданами для проведения согласованных и целенаправленных действий в рамках базовых принципов концепции.
Принять участие в обсуждении можно ещё и здесь http://souz-rybolovov.livejournal.com/5222.html