Медленно вращающиеся колёса согласований и законотворчества проходившего в различных ведомствах вынесли на всеобщее обозрение и обсуждение объявленное Минэкономразвития, «маленький» законопроект вносящий изменения в ст.24 закона о рыболовстве, в части отмены понятия «путёвка».
Текст законопроекта, а так же заключение на него от Союза рыболовов привожу полностью.
Статья 1
Внести в Федеральный закон от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5270; 2006, № 23, ст. 2380; 2007, № 50, ст. 6246; 2008, № 49, ст. 5748; 2011, № 1, ст. 32) следующие изменения:
1) часть 1 статьи 24 изложить в следующей редакции:
«1. Граждане вправе осуществлять любительское и спортивное рыболовство на водных объектах общего пользования, на рыбопромысловых участках, предоставленных юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на основании договоров, предусмотренных статьей 33.3 настоящего Федерального закона, в том числе для организации любительского и спортивного рыболовства, свободно и бесплатно при соблюдении ограничений любительского и спортивного рыболовства, устанавливаемых в соответствии с законодательством о рыболовстве и сохранении водных биоресурсов.»;
2) часть 5 статьи 24 изложить в следующей редакции:
«5. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которым предоставлены рыбопромысловые участки для организации любительского и спортивного рыболовства на основании договоров, предусмотренных статьей 33.3 настоящего Федерального закона, вправе оказывать услуги, сопутствующие осуществлению гражданами любительского и спортивного рыболовства на водных объектах общего пользования, в соответствии о гражданским законодательством и законодательством о защите прав потребителей.»;
3) части 5.1 и 5.2 признать утратившими силу.
Статья 2 Настоящий Федеральный закон вступает в силу со дня его официального опубликования.
Об административных и иных ограничениях для субъектов предпринимательской деятельности, которые могут возникнуть с принятием проекта федерального закона «О внесении изменений в статью 24 Федерального закона «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов»
Предлагаемый проект федерального закона восстанавливает конституционное право граждан на пользование водными биоресурсами в соответствии с общим разрешением публичного собственника этих биоресурсов – государства, исключая из этой цепочки посредника – предпринимателя-пользователя рыбопромысловым участком, предоставленным для организации любительского и спортивного рыболовства. В настоящее время широко распространена практика, когда никаких услуг пользователи рыбопромысловым участком рыболову не оказывают, а вся их деятельность сводится лишь к продаже права вылова, причем цена продаваемой ими путевки (стоимость права вылова) многократно превышает ставки сборов за право добычи водных биоресурсов, установленные статьей 333.3 Налогового кодекса РФ. Законодательное разделение услуг и предоставления права на осуществление любительского рыболовства обеспечит гражданам свободный доступ к водоемам, а предпринимателям позволит развивать бизнес по оказанию реальных востребованных услуг.
Кроме того, существующая в настоящее время система, когда только пользователь рыбопромыслового участка решает, кому он предоставит право вылова, а кому – нет, привела к тому, что большое количество существующих рыболовных баз, не получивших в пользование такие участки, лишились возможности конкурировать на общих условиях с организациями, их получившими. Предлагаемые изменения в закон «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов будут способствовать развитию здоровой конкуренции в сфере оказания реальных услуг рыболовам, в том числе развитию малого бизнеса.
Однако, следует отметить, что до вступления в силу данного закона должны быть урегулированы следующие вопросы:
1. Порядок лова «ценных» видов рыб.
На сегодня, единственный существующий в законодательстве механизм регулирования любительского вылова "ценных видов рыб" основан на продаже путёвок.
Исключение из законодательства понятия "путёвка" без создания новых механизмов регулирования поставит перед угрозой исчезновения популяции видов рыб, обычно называемых "ценными" (это прежде всего лососевые), так как продажа путёвок на вылов этих видов - единственный предусмотренный законодательством в настоящее время механизм (не считая полного запрета), позволяющий регулировать любительский вылов.
В случае же полного запрета вылова "ценных" видов, в ряде регионов граждане полностью лишатся возможности ловли вышеуказанных видов рыб, прежде всего на Кольском полуострове, Дальнем Востоке и в Сибири, где возможность такого лова в соответствии с действующими нормативно-правовыми актами существует только на РПУ для любительского рыболовства на основании путёвок.
По нашему мнению, регулирование любительского вылова гражданами "ценных” видов должно вернуть себя государство, восстановив инструмент государственных именных лицензий (разрешений, сертификатов). Этот механизм существовал и достаточно эффективно работал до передачи участков для ловли "ценных видов" предпринимателям и введения в законодательство понятия "путёвка".
2. Порядок осуществления деятельности предприятий, оказывающих услуги по предоставлению гражданам возможности вылова предварительно запущенных в малые озёра взрослых особей рыб (“платники”).
Исключение из законодательства понятия "путёвка" без создания новых механизмов регулирования сделает невозможным существование предприятий, оказывающих услуги по предоставлению гражданам возможности вылова предварительно запущенных в малые озёра взрослых особей рыб. Такой вид предпринимательства обычно не вызывает нареканий у населения, если предоставление водоёмов в аренду для этих целей проводилось с учётом мнения граждан - с добросовестным, не фиктивным проведением общественных слушаний.
Действующее законодательство предусматривает для таких предприятий единственный механизм ограничения доступа к ловле запущенных в водоём особей - через продажу путёвок. При этом, закон не позволяет считать запущенную в государственный водоём (озеро) рыбу частной собственностью, в результате чего традиционные способы регулирования гражданских правоотношений в этой сфере не действуют. Решение этой проблемы может заключаться в отработке правовых механизмов сохранения в собственности арендатора водоёма, предоставленного для таких целей, взрослых особей рыбы, выпущенных им в водоём для вылова клиентами. Федеральный закон N 166-ФЗ "О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов" предусматривает возможность присутствия в арендованном у государства пруду или карьере рыбы, находящейся в частной собственности - часть 2 статьи 10. Однако, для малых озёр право собственности на находящуюся в них рыбу, вне зависимости от её происхождения, один: это федеральная собственность - ч.1 статьи 10.
По нашему мнению, указанные проблемы возникают в силу искусственного распространения понятий “путёвка” и “рыболовно-промысловый участок для любительского и спортивного рыболовства” на сферы, требующие совершенно определённых, известных и успешно работавших прежде механизмов регулирования. Мы видим этому одно объяснение - попытку создать основания для закрепления этих, как верно отмечено в Экспертном заключении Совета при Президенте Российской Федерации по кодификации и совершенствованию гражданского законодательства, антиконституционных понятий в законодательстве.
В Пояснительной записке и в вышеупомянутом Экспертном заключении Совета по кодификации приводятся обстоятельства появления рассматриваемого законопроекта. В этой связи мы считаем необходимым сделать своё замечание о развитии событий.
Очевидно, ни одна из обозначенных проблем не может быть неизвестной разработчикам законопроекта. Представители нашей организации, также как, мы полагаем, и другие представители общественности-участники процесса, рассчитывали обсудить эти и другие вопросы в ходе консультаций в Росрыболовстве, вроде бы начавшихся на следующий день после встречи с Владимиром Путиным 11 января. Однако, руководители ведомства приняли решение не обсуждать с нами ни этот законопроект, ни проект закона “О любительском рыболовстве”, отложив их обсуждение до внесения в Государственную Думу.
Мы не считаем добросовестным такой подход к делу и призываем все органы власти и ведомства, вовлечённые в этот процесс, приложить усилия к тому, чтобы обеспечить прозрачность обсуждения и привлечение общественности к доработке этого законопроекта.
А.А.Цессарский
Председатель межрегиональной общественной организации “Союз рыболовов”
Если пройдёте по ссылке
http://souz-rybolovov.livejournal.com/24081.html
то познакомитесь (в комментариях) с пояснительной запиской к законопроекту, а так же с экспертной оценкой СОВЕТА ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО КОДИФИКАЦИИ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ ГРАЖДАНСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА. Экспертная оценка, помимо самой оценки, напоминает нам всю историю возникновения этого законопроекта.