Спиннинг в корягах
|
Опубликовано: 4858 дней назад (29 июля 2011)
|
|
Российская охотничья газета № 887 от 27 июля 2011 г.
Часть 1. Принципы построения снасти
Рыбалка, думается, чем-то сродни извечной тяге определенной категории людей к познанию иных миров, и чем таинственнее место предстоящей ловли, тем большим магнетизмом оно обладает. Какой рыболов, еще не размотав снасти, не ощущал азартного трепета, оказавшись на берегу темного, бездонного омута или в тени лесистой кручи-дрёмы, нависшей над речной излучиной? А торчащие из воды осклизлые коряги еще больше добавляют остроты избранному месту, и вряд ли у какого спиннингиста благоразумие пересилит желание послать любимую и очень не дешевую блесну к ближайшей из коряжин или в их скопление почти с неизбежностью того, что этот полет серебристой кудесницы станет последним и она ярким диссонансом повиснет в полумраке сплетения мертвых ветвей.
Опытные рыболовы знают: риск потери приманки оправдан, поскольку именно в труднодоступных для различных снастей местах чаще всего случаются хватки таких монстров, что их могучая потяжка заставляет сердце учащенно биться.
Тяга хищников, особенно крупных, к коряжникам или завалам из затонувших во время сплавов бревен объясняется просто: они здесь обретают не столько удобные засады для охоты, сколько продлевают свой век, не становясь раньше времени жертвами загребущего невода. Да и не всякий, даже искушенный в своем деле спиннингист или любитель блеснения с лодки в отвес рискнет промышлять в беспорядочном нагромождении карчей — поклевок, невзирая на частые и обидные потери приманок, будет немало, а вот исход поединка с упорным противником предсказать несложно, если не следовать некоторым простым приемам, позволяющим достичь определенного снижения потерь.
Что имеется в виду, поясню на собственном примере. В одном из прудов водилось немало очень крупной щуки и окуней до 3 кг весом, но обитали они в корягах, а на чистых местах брали лишь «рядовые» хищники. Все попытки ловить в карчах удручали — стоило приманке достичь дна, как она «садилась» там намертво, да и проводка в полводы тоже не превышала и метра и приводила к известному результату: видимо, когда ставили плотину, не удосужились убрать подлежащие затоплению деревья и кустарники и подгнившие стволы падали как попало. Однако уверенности в успехе ловли на этом пруду мне добавляли поляризационные очки. Приспособление помогало в отсутствие ветра неплохо видеть в довольно чистой и неглубокой воде нагромождение карчей и при ловле находить некое подобие коротких коридоров в них, а также избавлять приманку от встречи с торчащими на ее пути отдельными ветками и корягами, что достигалось маневрами удилищем и изменением скорости вращения катушки.
В один из погожих дней я вышел на «зверя», вооружившись спиннингом среднего класса, на катушку была намотана обычная леска диаметром 0,22 мм. В качестве приманки использовал очень легкую колеблющуюся блесну «Ложка», поскольку далекие забросы делать не собирался, чтобы все происходящее находилось в поле зрения. Кроме того, такая легкая и довольно широкая блесна медленно опускалась в толще воды и позволяла без опоздания остановить ее падение и не дать лечь на коряги.
Первые несколько проводок прошли без проблем, то есть без зацепов и без поклевок: сверкая никелированными боками, «Ложка» то ускорялась, поднимаясь над очередной на ее пути корягой, то, трепеща как умирающая рыбка, медленно падала вниз на участке без зацепов, все это выглядело весьма соблазнительно. И вот в очередном «коридоре» одна из коряжек неожиданно привсплыла со дна навстречу падающей блесне и как бы ткнулась в нее одной стороной. Приманка исчезла, а на леске вдруг повисла тяжесть.
Противоборство с хищницей, а в ней было не менее шести килограммов, продолжалось недолго: недостаточно мощный спиннинг, резиноподобная леска и слабый и мелкий тройник на блесне не оказались твердым аргументом в пользу рыболова. «Крокодилица» вытворяла на снасти что хотела, упруго, почти в кольцо сворачивая свое мощное тело в толще воды и сверкая желтым как у питона брюхом. Поскольку я упирался, как мог, ведь кругом были коряги, то рыбина разогнула два из трех рожков тройника и отпустила меня с миром…
Этот случай не стал всего лишь эпизодом из рыбацкой практики, и следующий поход за «крокодилами» был предварен неоднократными походами по торговым точкам и немалыми тратами. В результате появилась достаточно сносная снасть: жесткий спиннинг и силовая катушка. Да и леску пришлось заменить на более толстую, а значит, и более жесткую и прочную, диаметром 0,3–0,32 мм. Было уделено необходимое внимание и поводкам, и застежкам, и крючкам, стоящим на приманках. Такая снасть позволяла настойчиво противодействовать крупному хищнику, лишая его маневра и заставляя быстро выходить на поверхность. Конечно же, не каждая хватка рыбы в плотных коряжниках заканчивалась результативно, и это понятно, но памятные победы случались довольно часто.
В последующем снасть, конечно, еще более совершенствовалась: на вооружение пришли вискеризованные углепластиковые «палки», в производстве лесок также произошли революционные изменения, и сейчас все спиннингисты, безусловно, отдают пальму первенства необычайно прочным и практически нерастяжимым плетеным шнурам. Они в случае мертвого зацепа зачастую позволяют либо разогнуть крючки, либо выломать часть коряги, а в случае поклевки крупного хищника дают возможность поддерживать с ним жесткую связь и оперативно отвести его в сторону от закоряженного места или быстро поднять вверх, полагаясь лишь на прочность удилища и силовые возможности катушки. Кстати, под плетеную леску, обладающую заметными абразивными свойствами, приходится уже подбирать и специальное удилище, оснащенное кольцами из карбида кремния, и соответствующую катушку с износостойким роликом лесоукладывателя.
Крайне важным преимуществом плетеной лески перед капроновой мононитью является ее высочайшая чувствительность на поклевку, особенно это качество необходимо при джиговой ловле, когда приманка ведется уступами, и хватки чаще всего случаются на стадии ее свободного падения в толще воды. Кроме того, «плетенка» постоянно передает сигналы через удилище в руку о всех касаниях приманки коряг и неровностей дна и позволяет составить вполне достоверную картину о рельефе участка ловли и о плотности «посадки» карчей в том или ином направлении проводки. Недостаток «плетенки» — сильное обмерзание на холоде. Но это устраняется весьма эффективно либо специальными спреями для нахлыстовых шнуров, либо обработкой силиконовой мазью, которую периодически нужно наносить и на кольца удилища, и на ролик лесоукладывателя, хорошо противодействует намерзанию льда и жидкое вазелиновое масло, которым следует натереть плетенку, протянув ее через предварительно пропитанный маслом тампон.
← Назад