Поход по Мещере

Автор: Karpen
Опубликовано: 212 дней назад (28 июля 2016)
Дата, время, снасти, вооружение: 11-13.06.2016
+6
Голосов: 6
И снова здравствуйте!
Родилась пару лет назад идея сходить в поход в Мещерские леса, да все не приобретала она черт реального путешествия. Виной тому были различные причины. Однако, в этом году все сложилось довольно удачно и на июньские праздники было запланировано сие мероприятие. Почему Мещера? Во-первых чистые и светлые сосновые леса в сочетании с живописными верховыми болотами были всегда в почете в нашей туристической ячейке. Во-вторых леса эти находятся в довольно легкой транспортной доступности. А в-третьих интерес к этой местности подогрел небезызвестный писатель Константин Паустовский, чей непревзойденный талант рисования природы с помощью букв и слов, заставил многих поверить в красоту и уникальность этих мест.
Идем вдвоем с товарищем. Первоначально нас должно было быть трое, но третьего участника не устроили даты мероприятия.
Если посмотреть на карту, маршрут выглядит следующим образом:

Более детальная карта здесь.

День 1

Итак, выезжаем в 6.30 из Ярославля на автомобиле по М8. Недалеко от Торбеевского озера сворачиваем на Большую бетонку (А108) и едем по ней до Орехово-Зуево. В дорогу закачали произведение Ерофеева «Москва – Петушки». Поэма рассказывает о среднестатистическом советском любителе спиртных напитков, его нехитром мировоззрении и о приключениях в электричке по пути из Москвы в Петушки. Литературный критик умер во мне не родившись, поэтому не буду отзываться о произведении. Скажу лишь, что почитать и послушать можно для разнообразия.
Орехово-Зуево интересен заводской архитектурой бывших ткацких фабрик, коих здесь с 18 века было построено не мало. Причем ткацкое производство здесь развивалось одновременно с таковым в Иваново. Получился второй русский Манчестер. Мы же, оставив автомобиль, на заранее найденой по картам стоянке, отправились к вокзалу пешком, ибо он находится в нескольких кварталах. Прошли мимо завода "Респиратор", где перед входом установлен самолет Су-22.

На этом предприятии изготавливается кислородное и пожаро-спасательное оборудование, устанавливавшееся в том числе и на такие самолеты. Помещения предприятия расположены в красивых старинных корпусах ткацкой фабрики.
Садимся на поезд до станции Петушки, благо электричек из Москвы во Владимир и попутные направления ходит довольно много. Через час с небольшим выходим в Петушках, городе известному на всю страну, благодаря Венедикту Ерофееву и его произведению «Москва – Петушки».

Рядом с вокзалом находится одна из гиперболоидных башен Шухова, аналога московской Шаболовской. Здесь она выполняет функцию водонапорной, как и сто лет назад, только теперь водой из ее бака не заправляют паровозы, а используют для хозяйственных нужд. Идем созерцать! Башня за забором, но увидеть конструкцию в деталях можно.

В итоге около полудня выходим на маршрут, закупив недостающие продукты в магазине на выходе из городка. Не доходя моста через Клязьму, останавливаемся отобедать на живописной излучине реки.

Металлический мост находится в хорошем состоянии, строили военные в те времена, когда здесь в лесах был артиллерийский полигон, но о нем позже.


Идем по направлению на поселок Клязьменский. Судя по картам и спутнику, здесь должен быть грейдер, однако совсем недавно была построена отличная асфальтовая дорога до поселка, что в целом должно радовать дачников и жителей этого населенного пункта.

В поселке обнаружился магазин. Проходим мимо. За последними домами начинается лесная дорога и приятный сосновый лес, а также появляются первые злые комары.

Вообще с погодой нам как всегда «повезло». Хотя мы знали, что прогноз не сулил ничего солнечного, и на все дни нашего предприятия обещали дожди и ветер, нас, как людей, вырвавшихся на свободу, это не остановило. Правда, и время для такого похода тоже было не совсем удачное. В начале июня в этих местах еще сохраняется высокая вода и проход в некоторых местах и броды через речки становятся весьма затруднительными.
Через 3 км пути, по довольно приятному и относительно сухому лесу, мы подошли к свежему бурелому. Часть поваленного леса распилено и приготовлено к отправке на переработку и дрова.


Здесь же был обнаружен брошенный или припрятанный трактор. За поваленными деревьями начиналась долина реки Сеньги. Берега сильно заболочены, поэтому мы знали, что переправа легкой не получится. Поблуждав минув 40 в поисках брода, нашли приемлемое место для переправы. Вообще, на всякий случай, в навигатор залил трек одной московской тургруппы, которая проходила по этому маршруту ранее. Отчет о походе этой группы и сыграл решающую роль в выборе места похода. Так что пишите отчеты, господа, они помогают людям!
Брод проходится в резиновых сапогах. Самое глубокое место – русло реки, около 1 м. Через него перекинуты плавающие бревна и доски, по которым, обладая определенной сноровкой можно перейти на другой берег. Мне то ее и не хватило. В самый ответственный момент я закупался, а вот товарищ вышел сухим из воды. В итоге были промочены штаны и резиновые сапоги. Чудом уцелел фотоаппарат, висевший на уровне ремня, благодаря водонепроницаемой, как оказалось, сумке. В итоге было потеряно много времени на поиски брода, довольно неудобную переправу и отжимание штанов.
На другом берегу выходим на хорошую песчаную дорогу и идем смотреть остатки артиллерийского полигона, который существовал здесь в советское время.

Вот почему места эти остались нетронутыми лесорубами. Также здесь нет населенных пунктов по причине расселения деревень при устройстве полигона. Военные ушли отсюда еще в конце 80-х, по информации, полученной от местных. В итоге мы имеем нетронутый участок мещерского леса в непосредственной близости от Москвы.
Через 3,5 км после переправы выходим к руинам полигона. На участке в 2,5 кв. км были обнаружены несколько разрушенных хозяйственных и административных зданий, а также несколько хранилищ боеприпасов. В корпусе прачечной на втором этаже была обнаружена наряженная маленькая елочка. Видимо кто-то здесь справлял новый год.



Покидаем остатки былой военной мощи и отправляемся на озеро Оленье. По времени мы уже не успевали добраться до планируемой ночевки на р. Б. Ушма, поэтому было решено дойти до Оленьего и заночевать там.
Лес плавно переходит в болото. Дорога становиться очень сырой, скорость движения замедляется.

Озеро со всех сторон окружено довольно зрелым верховым болотом. Дорога, а точнее сказать, направление, представляет собой несколько разных старых колей от квадриков или вездеходов. Такой дороги около 700 метров, но дались они нелегко, после 20 км не совсем хороших дорог и переправы через Сеньгу, которая отняла часть сил. Вдоль озера решили не искать стоянку и остановились в первом месте, где возможно было переночевать.

На стоянке был организован стол и кострище. Этого было вполне достаточно. Комаров, к счастью, сдувало сильным ветром. Сдувало и костер, который мы долго и мучительно пытались разжечь. Дров в мелколесье немного, да и те что были – оказались весьма сырыми. По несогласованности действий не взяли горелку, о чем пожалели, ибо могли бы сэкономить с ней много времени. В итоге все таки приготовив еды, немного просушив вещи и выпив согревающего, легли спать.

2 день

Всю ночь шел дождь. Снаружи похолодало, однако внутри палатки было сухо и тепло. Спать на болоте мягко, прямо как на хорошем матраце. А вот под таким сильным и продолжительным дождем я ни разу не ночевал, однако палатка (Normal Optima 2+) выдержала испытание. Может как-нибудь напишу на нее обзор, вещь действительно стоящая!
Проснувшись, сделали несколько фотографий окрестностей. Озеро посреди болот действительно красиво!

Просушили тент палатки и стали собираться. Во время этого мероприятия пошел очередной дождь и насквозь промочил внутренний полог. Пришлось складывать его мокрым. Завтракать не стали. Отправились по берегу озера для поиска места «на поесть» с дровами и хоть какой-нибудь защитой от ветра.

Нашли несколько довольно симпатичных полян, на одной из которых остановились на завтрак.

Жаль, что мы до нее не дошли вчера. В целом на берегу Оленьего есть много хороших мест для ночевок, некоторые даже с наличием дров.
Природа озера больше похожа на ландшафты Западной Сибири, хоть я там и не был, но по рассказам и фотографиям представляю.


На южном берегу озера лес становится более зрелым и высоким, а тропинка переходит в дорогу. Встречаем некие самодельные типи или вигвамы. Рядом на деревьях прикреплены дорожные знаки. Забавно их встретить в такой глуши, ну да у всех свои причуды.

Дорога постепенно становится более мокрой, а потом и вовсе превращается в жижу из воды, почвы и мхов. Идти по ней тяжело и неудобно: ноги вязнут.

Приходится обходить по лесу по разноцветным мхам, образующим мягкий ковер. Особенно красивы кочки из кукушкиного льна. Но идти по ним все равно тяжело.

Выходим на относительно хорошую и в то же время скучную грунтовую дорогу и идем по ней 7,5 км.

Проходим мимо еще одних военных руин, но не заходим, в силу ограниченности времени. Ведь по нашему плану здесь мы должны были быть вчера вечером. Теперь наша цель – мост через Б. Ушму.

Сооружен, видимо, из конструкций военного назначения. Там мы наконец-то набрали воды, до этого пили прямо из болота, вода чистая, но со специфическим привкусом.

Сама речка Большая Ушма совсем небольшая со спокойным течением и коричневатой водой. Оно и понятно, ведь основное питание река получает от болот.

Отдохнув, отправились дальше. Еще предстояло посетить урочище Курилово, где находятся руины церкви Рождества Христова. После реки дороги становятся суше и живописней.

Через 5 км пересекаем границу Владимирской и Московской областей.

До устройства полигона в прошлом здесь проходил довольно оживленный тракт. Стояли богатые деревни и села. Но на рубеже 19-20 вв. народ начал уходить с этих мест. По некоторым сведениям на дороге начали пропадать люди. Поговаривали место гиблое, а позже к востоку отсюда обнаружили аномальную зону Шушмор, где выявлено искажение магнитного поля и другие физические непонятности. Опустело и Курилово, а по прибытии сюда военных людей и вовсе выселили навсегда.
Подходим к развилке на ур. Курилово. Дорога уходит в низину и затоплена, около часа пытались найти обход, но везде пути упирались в довольно глубокую болотину.

Время около 5 вечера. К церкви с этой стороны не пройти, по крайней мере при таких условиях. Пересчитав расстояние и прикинув время, поняли, что к месту запланированной ночевки мы, если и попадаем, то уже поздно ночью. Решаем двигаться к ближайшему населенному пункту – Северной Гриве, поселку на бывших торфоразработках. Оставшееся расстояние в 9 км проходим со стертыми в сырой обуви ногами. Последние несколько км дались особенно тяжело. Фотографий не делал, как-то совсем забыл про фотоаппарат. По пути, недалеко от Гривы обнаруживаем братское захоронение. Здесь похоронены плененные узники местных лагерей, в том числе немцы, поляки, русские. Их, после окончания войны, свозили сюда на работы по добыче торфа для Шатурской ГРЭС. Многие не выдерживали тяжелой работы и болезней.
В Гриве мы чудом успели на последний автобус, двигавшийся в Шатуру. Так как палатка промокла, ночевать в ней уже не хотелось, да и времени искать ночлег уже не было. От Северной Гривы до Шатуры полдороги – грейдер, идущий вдоль старых торфокарт. Проехали поселки со странными названиями Долгуша и Керва. На въезде в город нас встретила огромная Шатурская ГРЭС. Шатура показался мне довольно ухоженным и чистым городком. Так как попали мы в него аккурат в праздник 12 июня, половина еще не спавшего населения была довольно изрядно пьяна.
Из Шатуры было решено добраться до Орехово-Зуево, где находилась машина и переночевать в ней, благо большой багажник очень быстро трансформируется в спальное место. До Орехово-Зуево поехали на такси, водитель которой оказался очень разговорчив, и поведал много интересного про город и окрестности. На своей машине мы выехали за город и остановились на заправке. В итоге пешей части маршрута было пройдено 49 км за два ходовых дня. Немало, учитывая условия и местность. Не все удалось, хотя готовились к разным вариантам, но многое получилось преодолеть. Ноги стерли «в хлам», но в этот раз обошлось без потерь: ничего не сломали, не порвали и не утопили.

3 день

Проснувшись и прибравшись в машине, отправились в обратный путь. Позавтракали в Малой Дубне пирогами и кофе. По просьбе товарища заехали в Сергиев Посад на обзорную прогулку. Проходя мимо традиционных уже теперь замочков на мостах, ограждениях и прочих металлоконструкциях по поводу бракосочетания, обнаружили весьма интересный экземпляр.

На обратном пути в Переславском районе в поселке Ивановское заехали посмотреть на шикарный вид, открывающийся на долину р. Нерли. К сожалению, фотографии не получились из-за контрового света. Зато сделал несколько фото из довольно ухоженного поселка, который, судя по призывам, нужно любить и беречь.


В итоге мы совершили 3-дневную поездку и 2-дневный переход по мещерским лесам и болотам. Проехали: на автомобиле – 540 км, на общественном транспорте – 109 км, пешком – 49 км. Общее преодоленное расстояние – 699 км. Потрачено денег на бензин – 1450, на остальной транспорт – 1434 р., остальные расходы около 1500 р.

Всем спасибо! Путешествуйте, конечно же, будьте здоровы!
Поход туда, где время замирает... | Вокруг Поачвумчорр или Хибины 2016.
Комментарии (4)
Alekcei Батов # 29 июля 2016 в 08:27 0
Красиво и познавательно thumbup
Karpen # 29 июля 2016 в 14:10 0
Спасибо!
ШУРУМ-БУРУМ(Павел) # 29 июля 2016 в 11:48 0
Прибавь километр- поход по магазинам,о будет прекрасное число.....700 км. laugh thumbup
Karpen # 29 июля 2016 в 14:12 0
Я думал об этом))), но и так неплохо получилось joke

← Назад

Ищу попутчика
В библиотеке

Кто онлайн?
Олег35, SEGA 1966, игорь-86
Гостей: 222
Сегодня были:
SEGA 1966, игорь-86, Nelegal, А-74 (любые отделочные работы), Skaut, Саня97, Виктор(VINT-70), Hall (Дмитрий), farmik (Андрей), "рЫбий жЫр", lybitel, Nako (Алексей), DOM LESNIKA, parovozz76, шульц(максим), Январь, Охвачен счастьем бытия, Sanych1981, САНЯ-72, MadMax, Олег35, Алексей Кулибин(merik), Мишанька, super.aleksander1982, РыБиЙ ЖиР, евген еляков(РыбоМебельщик), Сергей-Sobos74, EvgeniyJar, LOWmaster, александр, Игорёха, Алексей, тёма83, sebo, kotyara - команда ГТО, yustas(Евгений), alex kostin, feeder76, Pahondrik, Igoryan76, Женя-яр., Бинокль, maxim, Pirat, strannik (Сергей), Олеся, Шурик, Сергей М !!!, Саня82, viktor-nikolaih, Женька letonamarse, Валера, aatown, Дима (Средний поселок), alexXx 76 UGLICH, turist-m6, Лёха82, Castaway, Андрей Переславец, Mike1984 (оборудование для автосервисов), Dogvl, sankevyc, сергей Толга, Максон, astepan0v, TAPAMTAMTAM (Артем), Ivan 76, Сергей(karachun), Никола сварщик, Тоби076(Сергей), Лёнчик, YarROS, Олег Е070СЕ, nikitayar, Женатик76, .С.К.О.М.О.Р.О.Х.1.7.6., Чапай, Сергей (npy40), jendosq(Евгений), Putnik, ЛЁХА-ПЕРЕКОПСКИЙ(копаюзаборы), SegaMega, grisha76, Samson, ДакМастер, Лёха-КамаЗ, Vadim76rus, володя кис, гоха, Timirval, STRELOK, жека-брагинский, yura76, махалёт503андрей, Voff4ik, Сергей (Sega19271), RASL1982, Михаил - Заволга, motis-A, коляныч, Matvey, sanek-rom, Алексей_Контуев, Fomakuznec, МолодойРыбак, lex, Тюрин вв, hunter666