Поход по Мещере

Автор: Karpen
Опубликовано: 3031 день назад (28 июля 2016)
Дата, время, снасти, вооружение: 11-13.06.2016
+6
Голосов: 6
И снова здравствуйте!
Родилась пару лет назад идея сходить в поход в Мещерские леса, да все не приобретала она черт реального путешествия. Виной тому были различные причины. Однако, в этом году все сложилось довольно удачно и на июньские праздники было запланировано сие мероприятие. Почему Мещера? Во-первых чистые и светлые сосновые леса в сочетании с живописными верховыми болотами были всегда в почете в нашей туристической ячейке. Во-вторых леса эти находятся в довольно легкой транспортной доступности. А в-третьих интерес к этой местности подогрел небезызвестный писатель Константин Паустовский, чей непревзойденный талант рисования природы с помощью букв и слов, заставил многих поверить в красоту и уникальность этих мест.
Идем вдвоем с товарищем. Первоначально нас должно было быть трое, но третьего участника не устроили даты мероприятия.
Если посмотреть на карту, маршрут выглядит следующим образом:

Более детальная карта [только для пользователей сайта].

День 1

Итак, выезжаем в 6.30 из Ярославля на автомобиле по М8. Недалеко от Торбеевского озера сворачиваем на Большую бетонку (А108) и едем по ней до Орехово-Зуево. В дорогу закачали произведение Ерофеева «Москва – Петушки». Поэма рассказывает о среднестатистическом советском любителе спиртных напитков, его нехитром мировоззрении и о приключениях в электричке по пути из Москвы в Петушки. Литературный критик умер во мне не родившись, поэтому не буду отзываться о произведении. Скажу лишь, что почитать и послушать можно для разнообразия.
Орехово-Зуево интересен заводской архитектурой бывших ткацких фабрик, коих здесь с 18 века было построено не мало. Причем ткацкое производство здесь развивалось одновременно с таковым в Иваново. Получился второй русский Манчестер. Мы же, оставив автомобиль, на заранее найденой по картам стоянке, отправились к вокзалу пешком, ибо он находится в нескольких кварталах. Прошли мимо завода "Респиратор", где перед входом установлен самолет Су-22.

На этом предприятии изготавливается кислородное и пожаро-спасательное оборудование, устанавливавшееся в том числе и на такие самолеты. Помещения предприятия расположены в красивых старинных корпусах ткацкой фабрики.
Садимся на поезд до станции Петушки, благо электричек из Москвы во Владимир и попутные направления ходит довольно много. Через час с небольшим выходим в Петушках, городе известному на всю страну, благодаря Венедикту Ерофееву и его произведению «Москва – Петушки».

Рядом с вокзалом находится одна из гиперболоидных башен Шухова, аналога московской Шаболовской. Здесь она выполняет функцию водонапорной, как и сто лет назад, только теперь водой из ее бака не заправляют паровозы, а используют для хозяйственных нужд. Идем созерцать! Башня за забором, но увидеть конструкцию в деталях можно.

В итоге около полудня выходим на маршрут, закупив недостающие продукты в магазине на выходе из городка. Не доходя моста через Клязьму, останавливаемся отобедать на живописной излучине реки.

Металлический мост находится в хорошем состоянии, строили военные в те времена, когда здесь в лесах был артиллерийский полигон, но о нем позже.


Идем по направлению на поселок Клязьменский. Судя по картам и спутнику, здесь должен быть грейдер, однако совсем недавно была построена отличная асфальтовая дорога до поселка, что в целом должно радовать дачников и жителей этого населенного пункта.

В поселке обнаружился магазин. Проходим мимо. За последними домами начинается лесная дорога и приятный сосновый лес, а также появляются первые злые комары.

Вообще с погодой нам как всегда «повезло». Хотя мы знали, что прогноз не сулил ничего солнечного, и на все дни нашего предприятия обещали дожди и ветер, нас, как людей, вырвавшихся на свободу, это не остановило. Правда, и время для такого похода тоже было не совсем удачное. В начале июня в этих местах еще сохраняется высокая вода и проход в некоторых местах и броды через речки становятся весьма затруднительными.
Через 3 км пути, по довольно приятному и относительно сухому лесу, мы подошли к свежему бурелому. Часть поваленного леса распилено и приготовлено к отправке на переработку и дрова.


Здесь же был обнаружен брошенный или припрятанный трактор. За поваленными деревьями начиналась долина реки Сеньги. Берега сильно заболочены, поэтому мы знали, что переправа легкой не получится. Поблуждав минув 40 в поисках брода, нашли приемлемое место для переправы. Вообще, на всякий случай, в навигатор залил трек одной московской тургруппы, которая проходила по этому маршруту ранее. Отчет о походе этой группы и сыграл решающую роль в выборе места похода. Так что пишите отчеты, господа, они помогают людям!
Брод проходится в резиновых сапогах. Самое глубокое место – русло реки, около 1 м. Через него перекинуты плавающие бревна и доски, по которым, обладая определенной сноровкой можно перейти на другой берег. Мне то ее и не хватило. В самый ответственный момент я закупался, а вот товарищ вышел сухим из воды. В итоге были промочены штаны и резиновые сапоги. Чудом уцелел фотоаппарат, висевший на уровне ремня, благодаря водонепроницаемой, как оказалось, сумке. В итоге было потеряно много времени на поиски брода, довольно неудобную переправу и отжимание штанов.
На другом берегу выходим на хорошую песчаную дорогу и идем смотреть остатки артиллерийского полигона, который существовал здесь в советское время.

Вот почему места эти остались нетронутыми лесорубами. Также здесь нет населенных пунктов по причине расселения деревень при устройстве полигона. Военные ушли отсюда еще в конце 80-х, по информации, полученной от местных. В итоге мы имеем нетронутый участок мещерского леса в непосредственной близости от Москвы.
Через 3,5 км после переправы выходим к руинам полигона. На участке в 2,5 кв. км были обнаружены несколько разрушенных хозяйственных и административных зданий, а также несколько хранилищ боеприпасов. В корпусе прачечной на втором этаже была обнаружена наряженная маленькая елочка. Видимо кто-то здесь справлял новый год.



Покидаем остатки былой военной мощи и отправляемся на озеро Оленье. По времени мы уже не успевали добраться до планируемой ночевки на р. Б. Ушма, поэтому было решено дойти до Оленьего и заночевать там.
Лес плавно переходит в болото. Дорога становиться очень сырой, скорость движения замедляется.

Озеро со всех сторон окружено довольно зрелым верховым болотом. Дорога, а точнее сказать, направление, представляет собой несколько разных старых колей от квадриков или вездеходов. Такой дороги около 700 метров, но дались они нелегко, после 20 км не совсем хороших дорог и переправы через Сеньгу, которая отняла часть сил. Вдоль озера решили не искать стоянку и остановились в первом месте, где возможно было переночевать.

На стоянке был организован стол и кострище. Этого было вполне достаточно. Комаров, к счастью, сдувало сильным ветром. Сдувало и костер, который мы долго и мучительно пытались разжечь. Дров в мелколесье немного, да и те что были – оказались весьма сырыми. По несогласованности действий не взяли горелку, о чем пожалели, ибо могли бы сэкономить с ней много времени. В итоге все таки приготовив еды, немного просушив вещи и выпив согревающего, легли спать.

2 день

Всю ночь шел дождь. Снаружи похолодало, однако внутри палатки было сухо и тепло. Спать на болоте мягко, прямо как на хорошем матраце. А вот под таким сильным и продолжительным дождем я ни разу не ночевал, однако палатка (Normal Optima 2+) выдержала испытание. Может как-нибудь напишу на нее обзор, вещь действительно стоящая!
Проснувшись, сделали несколько фотографий окрестностей. Озеро посреди болот действительно красиво!

Просушили тент палатки и стали собираться. Во время этого мероприятия пошел очередной дождь и насквозь промочил внутренний полог. Пришлось складывать его мокрым. Завтракать не стали. Отправились по берегу озера для поиска места «на поесть» с дровами и хоть какой-нибудь защитой от ветра.

Нашли несколько довольно симпатичных полян, на одной из которых остановились на завтрак.

Жаль, что мы до нее не дошли вчера. В целом на берегу Оленьего есть много хороших мест для ночевок, некоторые даже с наличием дров.
Природа озера больше похожа на ландшафты Западной Сибири, хоть я там и не был, но по рассказам и фотографиям представляю.


На южном берегу озера лес становится более зрелым и высоким, а тропинка переходит в дорогу. Встречаем некие самодельные типи или вигвамы. Рядом на деревьях прикреплены дорожные знаки. Забавно их встретить в такой глуши, ну да у всех свои причуды.

Дорога постепенно становится более мокрой, а потом и вовсе превращается в жижу из воды, почвы и мхов. Идти по ней тяжело и неудобно: ноги вязнут.

Приходится обходить по лесу по разноцветным мхам, образующим мягкий ковер. Особенно красивы кочки из кукушкиного льна. Но идти по ним все равно тяжело.

Выходим на относительно хорошую и в то же время скучную грунтовую дорогу и идем по ней 7,5 км.

Проходим мимо еще одних военных руин, но не заходим, в силу ограниченности времени. Ведь по нашему плану здесь мы должны были быть вчера вечером. Теперь наша цель – мост через Б. Ушму.

Сооружен, видимо, из конструкций военного назначения. Там мы наконец-то набрали воды, до этого пили прямо из болота, вода чистая, но со специфическим привкусом.

Сама речка Большая Ушма совсем небольшая со спокойным течением и коричневатой водой. Оно и понятно, ведь основное питание река получает от болот.

Отдохнув, отправились дальше. Еще предстояло посетить урочище Курилово, где находятся руины церкви Рождества Христова. После реки дороги становятся суше и живописней.

Через 5 км пересекаем границу Владимирской и Московской областей.

До устройства полигона в прошлом здесь проходил довольно оживленный тракт. Стояли богатые деревни и села. Но на рубеже 19-20 вв. народ начал уходить с этих мест. По некоторым сведениям на дороге начали пропадать люди. Поговаривали место гиблое, а позже к востоку отсюда обнаружили аномальную зону Шушмор, где выявлено искажение магнитного поля и другие физические непонятности. Опустело и Курилово, а по прибытии сюда военных людей и вовсе выселили навсегда.
Подходим к развилке на ур. Курилово. Дорога уходит в низину и затоплена, около часа пытались найти обход, но везде пути упирались в довольно глубокую болотину.

Время около 5 вечера. К церкви с этой стороны не пройти, по крайней мере при таких условиях. Пересчитав расстояние и прикинув время, поняли, что к месту запланированной ночевки мы, если и попадаем, то уже поздно ночью. Решаем двигаться к ближайшему населенному пункту – Северной Гриве, поселку на бывших торфоразработках. Оставшееся расстояние в 9 км проходим со стертыми в сырой обуви ногами. Последние несколько км дались особенно тяжело. Фотографий не делал, как-то совсем забыл про фотоаппарат. По пути, недалеко от Гривы обнаруживаем братское захоронение. Здесь похоронены плененные узники местных лагерей, в том числе немцы, поляки, русские. Их, после окончания войны, свозили сюда на работы по добыче торфа для Шатурской ГРЭС. Многие не выдерживали тяжелой работы и болезней.
В Гриве мы чудом успели на последний автобус, двигавшийся в Шатуру. Так как палатка промокла, ночевать в ней уже не хотелось, да и времени искать ночлег уже не было. От Северной Гривы до Шатуры полдороги – грейдер, идущий вдоль старых торфокарт. Проехали поселки со странными названиями Долгуша и Керва. На въезде в город нас встретила огромная Шатурская ГРЭС. Шатура показался мне довольно ухоженным и чистым городком. Так как попали мы в него аккурат в праздник 12 июня, половина еще не спавшего населения была довольно изрядно пьяна.
Из Шатуры было решено добраться до Орехово-Зуево, где находилась машина и переночевать в ней, благо большой багажник очень быстро трансформируется в спальное место. До Орехово-Зуево поехали на такси, водитель которой оказался очень разговорчив, и поведал много интересного про город и окрестности. На своей машине мы выехали за город и остановились на заправке. В итоге пешей части маршрута было пройдено 49 км за два ходовых дня. Немало, учитывая условия и местность. Не все удалось, хотя готовились к разным вариантам, но многое получилось преодолеть. Ноги стерли «в хлам», но в этот раз обошлось без потерь: ничего не сломали, не порвали и не утопили.

3 день

Проснувшись и прибравшись в машине, отправились в обратный путь. Позавтракали в Малой Дубне пирогами и кофе. По просьбе товарища заехали в Сергиев Посад на обзорную прогулку. Проходя мимо традиционных уже теперь замочков на мостах, ограждениях и прочих металлоконструкциях по поводу бракосочетания, обнаружили весьма интересный экземпляр.

На обратном пути в Переславском районе в поселке Ивановское заехали посмотреть на шикарный вид, открывающийся на долину р. Нерли. К сожалению, фотографии не получились из-за контрового света. Зато сделал несколько фото из довольно ухоженного поселка, который, судя по призывам, нужно любить и беречь.


В итоге мы совершили 3-дневную поездку и 2-дневный переход по мещерским лесам и болотам. Проехали: на автомобиле – 540 км, на общественном транспорте – 109 км, пешком – 49 км. Общее преодоленное расстояние – 699 км. Потрачено денег на бензин – 1450, на остальной транспорт – 1434 р., остальные расходы около 1500 р.

Всем спасибо! Путешествуйте, конечно же, будьте здоровы!
Поход туда, где время замирает... | Вокруг Поачвумчорр или Хибины 2016.
Комментарии (4)
Alekcei Батов # 29 июля 2016 в 08:27 0
Красиво и познавательно thumbup
Karpen # 29 июля 2016 в 14:10 0
Спасибо!
ШУРУМ-БУРУМ(Павел) # 29 июля 2016 в 11:48 0
Прибавь километр- поход по магазинам,о будет прекрасное число.....700 км. laugh thumbup
Karpen # 29 июля 2016 в 14:12 0
Я думал об этом))), но и так неплохо получилось joke

← Назад

Ищу попутчика

Нет объявлений для отображения.

Кулинарные рецепты
В библиотеке

Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 703
Сегодня были:
SmirnOFF