Какой ярославский рыбак не бывал на Профинтерне... «Лесохот» уж точно весь был! Келноть, Ешка, Искробол, Яхробол, Шачебол, Вятская, Мининские, Волга-матушка наконец, и еще добрая сотня всяких лужиц, канавок и проток — всё это с детских лет кажется таким близким и родным, таким единственным и неповторимым. А сколько всего интересного таит в себе Некрасовский край, не перечесть... Чего только стоит один замок Никиты Понизовкина — подарок некогда обычного крепостного работяги, а позже разбогатевшего на местной добротной картошке купца, для своей французской возлюбленной. Вернее, до недавнего времени на месте замка осыпались лишь его развалины, проезжая мимо которых вольно-невольно ловил себя на мысли: «Когда ж поднимется-то русский мужик? Где же вы, Понизовкины?»
И вот в 2008 году случилось чудо — нашелся-таки отважный понизовкин, который взялся за восстановление замка и всей прилегающей усадьбы (с отличным карповым озером внутри периметра, кстати). По началу душа просто радовалась быстрому преображению здания, и я даже не задавался вопросом, кто хозяин, из каких средств всё это финансируется, откуда везут стройматериалы в таких количествах, и уж, тем более, в голове не могло возникнуть никаких аналогий с предстоящим тысячелетием Ярославля.
Но вот когда территорию усадьбы огородили забором с непонятными кавказскими вензелями и первым делом открыли не музей или что-нибудь культурное, а простой кабак на берегу Волги, всё стало постепенно проясняться. Табличка с надписью «Промстроймонтаж» на въезде в усадьбу только подтвердила все опасения.
Это означало лишь одно: нового «нашего понизовкина» зовут не иначе как Казарян Тигран Владимирович. Тогда его можно было увидеть в кресле депутата областной думы от ЛДПР, за рулем единственного в Ярославле «Rolls-Royce Phantom» и в компании своего «товарища по тысячелетию» Вахрукова на закрытых просторах реки Соть или где-нибудь в армянском Ташире.
По случайному стечению обстоятельств, именно в это же время компания «Промстроймонтаж» была активно задействована Правительством области в строительстве объектов к тысячелетию города. К примеру, многострадальный новый корпус больницы им. Соловьева строила-строила и всё никак не могла достроить без дополнительных бюджетных вливаний именно компания Казаряна. Зато на Профинтерне в это время стройка шла стахановскими темпами: кабак открыли моментально, хапнули участок под гольф-клуб и коттеджный поселок, начали гостиницу и причал для яхт. По стечению тех же непонятных обстоятельств, сразу после тысячелетия и отставки Вахрукова, работы в усадьбе Понизовкина резко замедлились. Случайные совпадения, казалось бы... И очень хотелось бы верить, что каждый кирпичик для замка Тигран Владимирович приобрел на свои собственные средства, задумав здесь в будущем народный музей и благородно проявив заботу о сохранении российской истории для потомков, но только как-то уж совсем «свежо предание, да и верится с трудом».
Да и Бог бы с ним, с этим замком, пусть строится хоть армянином, хоть чертом лысым, коли мы сами не можем - лишь бы не развалился, не пропал! Но есть одно «но»: усадьба переделывается в элитный VIP-комплекс, вход в который будет открыт только своим «божкам». Уже сейчас простой люд и близко не подпускают. Вот и гложит сердце простая до безобразия, но возможная в нашей печальной действительности ситуация: исконно русский памятник архитектуры на исконно русской, некрасовской земле восстанавливается за народные российские деньги, чтобы стать закрытой собственностью армянина и обслуживать капризы его приближенных. Обидно как-то, не правда ли? Перед дедами стыдно... Не понятно, как вообще памятник федерального значения попал в частные руки? Но об этом чуть позже — в профинтерновских далях всё пересекается.
А пока перенесемся от замка на несколько сотен метров по волжской глади и попадем на девственно-чистый и пока еще не тронутый человеком Овсянниковский остров. Вот где настоящее рыбацкое эльдорадо: с северной стороны его омывает волжская протока с привлекающей рыбу водокачкой, с южной — фарватер Волги, а внутри самого острова спрятались от постороннего взгляда красивейшие карасевые протоки-озерки.
От местных не раз доводилось слышать об отличных уловах карася на острове. Он всегда манил своей недоступностью и таинственностью, к тому же, там всегда есть выбор для рыбака в зависимости от погоды: или открытые волжские берега, или тихие внутренние протоки. Остается только догадываться, что там творится в весеннее половодье, когда озерки соединяются с основным руслом и рыба заходит в остров для нереста...
Не случайно Овсянниковский остров упоминается в перечне нерестовых участков Волжско-Каспийских
[только для пользователей сайта] Рыболовства следующим образом: «Горьковское водохранилище: вокруг островов … Овсянниковский 100 м вглубь основного русла и всей акватории проток (воложек) и заливов». Иными словами, в период с распаления льда до 10 июня рыбачить на острове любыми снастями категорически запрещается, как со стороны Волги, так и в протоках. Всё вроде по уму, да?... НО НЕ В РОССИИ! Как такое может быть, я не знаю, но на данный момент вся территория острова Овсянниковский (11 га), являющаяся нерестовым участком для рыб, а также водоохранной и еще, бог весть какой, зоной переведена в частную собственность и (внимание!) выставлена на продажу всего-то за каких-то никчемных 60 000 000 рублей (почему сразу не миллиард?). В Сети от имени агентств недвижимости размещено множество объявлений с предложением купить Овсянниковский остров (например,
[только для пользователей сайта] или
[только для пользователей сайта])
Оказывается, торговля кусочками Волги в России уже набирает обороты. Так, например, для сравнения в Костромских разливах выставлен на
[только для пользователей сайта] за 40 000 000 рублей остров
[только для пользователей сайта] (61 га, то есть в пять раз больше Овсянниковского). Но тот хоть, ладно, ни в какие перечни не входит и расположен, по сути, посреди большого болота, а наш-то Овсянниковский — самая что ни на есть натуральная частичка Волги, куда заходит общая рыба, где протекает общая вода, где растут общие грибы и гнездятся краснокнижные птицы. Как можно Это покупать и продавать??? Обидно как-то, не правда ли? Перед дедами стыдно...
Но, видимо, не всем. Например, новому некрасовскому помещику Олегу Алексеевичу Жарову, который и является единоличным собственником Овсянниковского острова. Это именно тот Жаров, который скупил пол-Вятского. Это именно тот Жаров, который выкупил и перегородил часть побережья озера Шачебол, обозвав свое творенье для нуворишей «Ярославской Голландией».
Пишут про него много
[только для пользователей сайта], за восстановление Вятского хвалят, госпремию даже получил в несколько миллионов. Только вот одного не пойму: как лауреат госпремии, создатель культурного центра и вдохновитель исторических музеев может торговать своей Родиной? Причем, торговать так, чтобы нажиться как минимум вдесятеро. Вот в кадастровом плане указан собственник — Жаров О.А., а также кадастровая стоимость — 7 370 530 рублей (это минимальная начальная цена, с которой был начат аукцион, и за которую Жаров, думается, и приобрел остров как единственный участник торгов).
А сделано всё это было еще в феврале 2008 года (одновременно с началом реставрации замка Понизовкина) под предлогом якобы необходимости строительства гостиницы и центра отдыха для размещения гостей грядущего чемпионата мира по футболу 2018 года. Вот всякие разноцветные картинки ни о чем, под «соусом» которых товарищ Жаров получил от администрации целый Волжский остров и теперь продает его, не вложив ни рубля и подняв цену в почти десять раз:
А теперь вернемся к усадьбе Понизовкина — она обошлась Жарову и того дешевле: 4 миллиона 638 тысяч 592 рубля, конкурс проводил комитет по управлению муниципальным имуществом администрации Некрасовского муниципального района в феврале 2008 года. То есть первоначально замок выкупил у администрации именно Жаров и только потом, наверняка не без десятерной наценки, продал его армянам (инфа
[только для пользователей сайта] и
[только для пользователей сайта])
И это все законно??? Куда смотрела прокуратура? Как жить в стране, в которой ловить рыбу в водоеме нельзя даже на поплавочную удочку, а торговать этим водоемом и рыбой вместе взятой можно? У меня не земельная специализация, и не экологическая, но на мой дилетантский взгляд, это самое настоящее беззаконие. Мы возвращаемся в крепостное право, только фамилии помещиков сменились. Если и дальше так пойдет, бунт неизбежен, ведь история, как известно, развивается по спирали.
P.S.: Аккурат между замком Понизовкина и Овсянниковским островом проходит асфальтовая дорога, по которой каждый из нас неоднократно ездил на рыбалку. Это сейчас она тупиковая. А еще каких-то двести лет назад это был Старокостромской тракт — дорога ссыльных каторжных в Сибирь. По ней шли помилованные декабристы, по ней шли знатоки души русской Достоевский и Чернышевский. Им не было стыдно...