Публикую сегодня разработанные ранее нами, участниками Мастерской – Ярославским и Санкт-Петербургским отделением Союза рыболовов, предложения по государственной регистрации и номерному учёту сетей.
Предложения по государственной регистрации и номерному учёту рыболовных сетей.
Сети как орудие преступления
Подавляющая часть рыболовного браконьерства осуществляется с помощью рыболовных сетей. Их опасность не только в чрезмерных объёмах вылова и простоте использования, но и в способности ловить рыбу в отсутствие своего владельца. В результате, обнаружить установленную сеть инспектору рыбоохраны трудно, для этого ему приходится тралить водоём. При этом, даже брошенная за ненадобностью в воде сеть продолжает бессмысленно убивать рыбу, отравляя продуктами гниения воду.
Чрезвычайная доступность сетей создаёт у граждан ошибочное представление об отсутствии запретов на их использование. Люди по неведению пополняют собой ряды браконьеров: они покупают сети, отправляясь на пикник, и часто оставляют их в воде просто из лени или ввиду сложности их снятия при внезапной непогоде.
Известны многочисленные случаи гибели людей, запутавшихся в сетях. Чаще всего это пловцы-подводные охотники, но много трагедий происходит и просто с отдыхающими у воды. Сети ставятся открыто, в местах традиционного и массового отдыха граждан, на небольших прудах и нешироких реках, а порой даже в черте населённых пунктов. Таким образом, сеть представляет не только серьёзную экологическую угрозу, но и реальную опасность для жизни человека.
Масштабы вредительства и ставшие повседневностью вопиющие по цинизму факты издевательства над природой возмущают людей, возбуждают ненависть к браконьерам, профессиональным или попавшим в их разряд по недомыслию. На водоёмах всё чаще происходят конфликты - вплоть до применения оружия. Есть человеческие жертвы.
Неравнодушные рыболовы знают, что часто сети стоят в прямой видимости у опорных пунктов рыбоохраны. Кроме известных масштабов коррупции во всём обществе, в рассматриваемой сфере этому есть и специфические причины. Значительная часть рабочего времени инспектора проходит вдалеке от людских глаз, что делает любой конфликт с правонарушителями опасным для его жизни. Кроме того, в отдалённых сёлах инспектор обычно - местный житель. У соседей достаточно способов уговорить его не обращать внимание на некоторые их вольности с законом: от родственных отношений до высокой пожароопасности его деревянного дома.
Необходимо сделать всё возможное - посредством законов и технических решений, - чтобы вывести этих людей из-под удара, избавить их от необходимости выбирать между служебным долгом и жизнью, здоровьем, благополучием своих семей.
Бездействие властей
Пресечение возможностей незаконного использования сетей способно радикально изменить ситуацию, однако государство ничего не делает для наведения порядка в их обороте. Многолетние требования рыболовной общественности запретить свободную продажу сетей неизменно встречают возражения:
запретить их нельзя, потому что в ряде регионов страны их применение гражданами разрешено;
сети являются обычным товаром и запрет на их оборот несовместим с принципами рыночной экономики.
Единственное решение, принятое под общественным давлением - запрет ввоза сетей в страну. Этот запрет никак не ограничивает оборот сетей, бесконтрольная торговля ими продолжается прежними темпами, каждой весной нерестилища опутаны сетями, каждый год в сетях гибнут люди.
Особый режим оборота сетей
Мы считаем, что факты гибели людей, запутавшихся в сетях или убитых браконьерами, вред, наносимый сетями природе, обязывает установить особый режим их обращения. Рыболовные сети должны регистрироваться государством, по ним должен вестись строгий номерной учёт. Необходимо сделать всё возможное, чтобы каждая сеть имела своего владельца, и личность этого владельца должна быть легко устанавливаема. Люди должны понимать, что их беспечность и презрение к закону с большой вероятностью могут повлечь наказание.
Сейчас же, в ряде регионов страны граждане имеют право ставить сети практически где хотят, разве только с учётом формального ограничения по длине сети. При этом нет никаких способов гарантировать, что гражданин поставил только одну сеть. Это недопустимо. Разрешение на установку сети должен давать уполномоченный орган исполнительной власти. При этом должна регистрироваться информация о месте, временном периоде установки сети, её параметрах и владельце.
Существующий порядок снабжения сетей буйками и бирками, указывающими на их владельца и основания установки сети, распространяется только на промысловиков. Кроме того, что этот режим далеко не всегда соблюдается, он явно недостаточен. На практике промысловики часто не ставят буйки, опасаясь хищения сети. Часто не вешаются и бирки: ведь на претензию инспектора об отсутствии бирок всегда можно сказать, что их сорвали злоумышленники. Смысл в использовании анонимных сетей очевиден: сеть, с которой инспектор застал тебя в руках на воде, можно назвать “той единственной”, на которую выписано разрешение.
Сети сложно не только обнаружить, но и, застав браконьера за их установкой-проверкой-снятием, привлечь его к ответственности. Появление инспекторов рыбоохраны видно и слышно издалека - браконьеры практически всегда успевают сбросить в воду вещественные доказательства - сети и улов. Работники правоохранительных органов отмечают, что только наличие всех факторов - нахождение на воде, наличие сети, пойманной рыбы и самого браконьера - делает возможным привлечение правонарушителя к ответственности.
Широкое распространение обезличенных сетей, сама законность их существования ограничивают возможности граждан и общественных инспекторов рыбоохраны по обезвреживанию обнаруженных ими браконьерских сетей. Сеть - это имущество, а значит, их законные снятие, перемещение, уничтожение возможны только для пресечения противоправных действий уполномоченными на то лицами с соблюдением соответствующих, порой избыточных, процедур.
Как видим, деятельность государственных служб и граждан, противодействующих браконьерству, имеет массу ограничений и сложностей. На стороне же вандала - общедоступность орудия преступления, презумпция невиновности, анонимность, гладь воды и покров ночи.
Необходимо ввести дополнительные требования к обороту сетей, которые могли бы осложнить их незаконное применение. Поздно противодействовать браконьеру, если он уже на воде со своим орудием. Путь браконьерской сети к водоёму должен быть труден и опасен. Необходимость соблюдать ряд легко проверяемых обществом условий, заставит браконьера выбирать: либо задолго до появления на берегу совершать противоправные действия, храня и транспортируя противозаконные (незарегистрированные или краденые) сети, либо использовать собственные, именные.
Техническая реализация
Мы предлагаем ввести государственную регистрацию сетей. Государственный номер на верхнем шнуре сети по всей его длине должен проставляться на заводе таким образом, чтобы его удаление было невозможно без нарушения целостности сети. Этот номер должен быть легко читаем человеком без использования специальных технических средств.
С момента выпуска заводом-изготовителем каждая сеть должна быть зарегистрирована за торговой организацией или конечным владельцем. Сеть, не имеющая такой регистрации, должна быть вне закона, её продажа, хранение и транспортировка должны преследоваться по закону. Информация о наличии регистрации и параметрах сети с конкретным номером должна быть общедоступна через Интернет.
При получении предпринимателем или гражданином (там, где это разрешено правилами рыболовства) лицензии на установку сети должен регистрироваться её номер, географическое расположение и период времени, на который разрешена установка.
Уполномоченный федеральный орган исполнительной власти должен предоставить интернет-сервис, через который граждане могут сообщать об обнаруженных сетях и проверять законность их установки. Там, где использование Интернета невозможно, должен вестись журнал установки сетей и автоматическая запись звонков-сообщений об их обнаружении.
Снабжение сетей государственными номерами позволит гражданам радикально повысить информативность своих сообщений об обнаруженных сетях в рыбинспекцию и в общественные организации, противодействующие браконьерству. Новое качество сведений, поступающих с водоёма, позволит честным сотрудникам рыбоохраны на порядок эффективнее выполнять свою работу, а вступившим в сговор с преступниками, изменить род занятий - по собственной воле или по принуждению закона.