19. 12. 2012 г. Министерство Сельского хозяйства, под чьим крылом теперь работает Федеральное агентство Росрыболовства, завершило приём заключений независимой антикоррупционной экспертизы на административный регламент по исполнению гос.функции по осуществлению контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения ВБР.
Ярославское и Санкт-Петербургское отделения Союза рыболовов, подготовили и направили в Минсельхоз, экспертное заключение на данный административный регламент, который фактически определяет всю работу рыбоохраны в области сохранения водных биологических ресурсов.
Текст экспертного заключения размещаю здесь.
ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ
на проект административного регламента исполнения
государственной функции.
1.Общие сведения
1.1 Настоящее экспертное заключение подготовлено Ярославским отделением Межрегиональной общественной организации «Союз рыболовов».
Настоящее экспертное заключение дано на проект административного регламента «Административный регламент исполнения Федеральным агентством по рыболовству государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации».
Проект указанного административного регламента разработан Министерством сельского хозяйства Российской федерации (Минсельхоз России), Федеральным агентством по рыболовству.
1.2. Основанием для проведения независимой экспертизы является обращение Минсельхоза России, Федерального агентства по рыболовству Российской федерации о проведении независимой экспертизы проекта административного регламента исполнения Федеральным агентством по рыболовству государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, за исключением водных биологических ресурсов, находящихся на особо охраняемых природных территориях федерального значения и занесенных в Красную книгу Российской Федерации.
1.3. Дата проведения независимой экспертизы: 18 декабря 2012г.
2. Недостатки сложившейся практики исполнения государственной функции.
До настоящего времени были отмечены недостатки, связанные с исполнением государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов. Типичными недостатками сложившейся практики исполнения этой государственной функции являются следующие.
2.1. Недостатки, связанные с высокими коррупционными рисками при исполнении государственной функции:
- неэффективность механизмов предупреждения получения взяток, в том числе от нарушителей природоохранного законодательства, государственными инспекторами межрегиональных отделов государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Росрыболовства.
- сложившееся повсеместно практика выполнения государственной функции, в частности, проведение рыбоохранных мероприятий, с участием и использованием материальных, финансовых, людских ресурсов хозяйствующих субъектов (малого и среднего бизнеса),
- необходимость выполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, находящихся на природных территориях, выделенных под рыбопромысловые участки (РПУ) и переданные в пользование на длительные сроки хозяйствующим субъектам. При этом, одновременно осуществляется контроль за сохранением водных биологических ресурсов, которые является источником дохода хозяйствующего субъекта на участке РПУ, с одновременным осуществлением государственного надзора (контроля) за этим пользователем.
- подверженность государственных инспекторов межрегиональных отделов государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Росрыболовства, осуществляющих, как правило, выполнение государственной функции на территории или в непосредственной близости от своего фактического места проживания, объективным и субъективным проявлениям давления со стороны граждан из числа местного населения.
Подтверждением указанных недостатков являются как публикации в средствах массовой информации (газета Рыбак рыбака - статья “Понуждение к услугам” http://www.rybak-rybaka.ru/articles/100/18145/index.php), так и опыт работы подписантов экспертного заключения, МОО “Союз рыболовов”, иных общественных организаций, интернет сообществ с органами государственной власти и Федеральным агентством по рыболовству во время осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также размещённая информация на профильных интернет ресурсах (Форум Союза Рыболовов - http://souzrybolovov.ru/forum/index.html, ЛесОхот - http://lesohot.ru/, Питерский клуб рыбаков - http://fisher.spb.ru/forums/index.php?t=328, http://fisher.spb.ru/forums/index.php?t=504, ФИОН -
Центральный Форум Рыбаков (Русфишинг) - и многие другие).
2.2. Недостатки, связанные с оптимальностью административных процедур исполнения государственной функции:
- необоснованно длительные сроки выполнения административных процедур и административных действий по пресечению нарушений в области сохранения водных биологических ресурсов по заявлениям, сообщениям и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях, поступившим от граждан, в том числе, через интернет-ресурсы.
- необоснованные, нецелесообразные отвлечения для проведения плановых, документарных, инспекторских проверок хозяйствующих субъектов государственных инспекторов межрегиональных отделов государственного контроля, надзора и охраны водных биологических ресурсов Росрыболовства в период действия ограничений рыболовства в отношении отдельных видов водных биологических ресурсов, а также на период действия ограничений рыболовства установленных Правилами рыболовства для рыбохозяйственных бассейнов (нерестовый запрет). Данные отвлечения делают невозможным осуществление государственной функции в период наибольшей вероятности и тяжести последствий причинения ущерба водным биологическим ресурсам, что несомненно снижает качество исполнения государственной функции.
Подтверждением указанных недостатков является опыт работы подписантов экспертного заключения, МОО “Союз рыболовов”, интернет ресурсов с представителями Федерального агентства по рыболовству во время осуществления федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов, а также размещённая информация на интернет ресурсе ФИОН в теме - Прямая линия с Управлением рыбоохраны (Росрыболовство) http://www.fion.ru/news/spisok_telefonov_rospibolovstva.html и специальном разделе для сообщений по фактам браконьерства http://www.fion.ru/riboohrana.html
2.3. Недостатки, связанные с оптимальностью способов выполнения государственной функции:
- крайне малое количество телефонов горячей линии рыбоохраны;
- наличие единичных телефонов, работающих в круглосуточном и ночном режиме, а также в режиме оперативных дежурных.
Подтверждением указанных недостатков является
чрезвычайная краткость размещённого на интернет ресурсе ФИОН http://www.fion.ru/news/spisok_telefonov_rospibolovstva_2.html списка телефонных номеров территориальных управлений Росрыболовства, их отделов государственного контроля (надзора) - «горячая линия рыбоохраны» - на которые принимается информация о фактах нарушения Правил рыболовства, массовом браконьерстве в нерестовый период, аварийных сбросах в водоемы загрязняющих веществ, гибели водных биоресурсов и других факторах, негативно влияющих на сохранение водных биоресурсов во внутренних водоемах Российской Федерации.
2.4. Недостатки, связанные с качеством исполнения государственной функции:
- отсутствие оперативного реагирования на заявления, сообщения и иную информацию о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях, поступающие от рыболовов-любителей на выделенные телефоны или через интернет ресурсы. Зачастую, выезд на место совершения противоправных действий работниками рыбоохраны для осуществления контрольно-надзорных мероприятий осуществляется спустя сутки, а то и несколько дней спустя. Факты браконьерства своевременно не пресекаются и, как результат, не находят подтверждения.
- слабость добываемой доказательной базы, неспособность довести материалы проверки до возбуждения административного или уголовного дела, а также до решения суда;
- неспособность по результатам проверок или в результате установления фактов противоправных действий подготовить исковое заявление о возмещении ущерба, причинённого водным биологическим ресурсам, а также взыскания ущерба, причинённого при осуществлении хозяйственной деятельности. Данный факт сообщался руководителем Федерального агентства по рыболовству на встрече рыболовной общественности с В.В. Путиным http://fion.ru/news/stenogramma_putin_rpu.html,
- смещение акцента при возбуждении административных дел в сторону наименее опасных, но легко и массово фиксируемых. Это, кроме всего, приводит к тому, что работники рыбоохраны в целях улучшения показателей своей работы допускают факты служебного подлога, составляя фиктивные протоколы административных правонарушений - http://souz-rybolovov.livejournal.com/16018.html
2.5. Иные недостатки:
В качестве недостатка в правовом регулировании данного вопроса следует отметить следующее.
В настоящее время исполнение государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов осуществляется в соответствии с
- Федеральным законом от 20 декабря 2004 г. № 166-ФЗ «О рыболовстве и сохранении водных биологических ресурсов» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, № 52, ст. 5270; 2011, № 50, ст. 7351);
- Федеральным законом от 10 января 2002 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 2, ст. 133; 2012, № 26, ст. 3446);
- Федеральным законом от 26 декабря 2008 г. № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 52, ст. 6249; 2012, № 31, ст. 4322);
- Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 г. № 195-ФЗ (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, № 1, ст. 1; 2012, № 47, ст. 6404);
- Федеральным законом от 18 июля 2011 г. № 242-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 30, ст. 4590; № 48, ст. 6724; 2012, № 26, ст. 3446; № 31, ст. 4320; № 43, ст. 5781);
- Федеральным законом от 24 апреля 1995 г. № 52-ФЗ «О животном мире» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, № 17, ст. 1462; 2011, № 48, ст. 6732);
- Федеральным законом от 9 февраля 2009 г. № 8-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, № 7, ст. 776; 2011, № 29, ст. 4291);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2010 г. № 489 «Об утверждении Правил подготовки органами государственного контроля (надзора) и органами муниципального контроля ежегодных планов проведения плановых проверок юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, № 28, ст. 3706; 2012, № 2, ст. 301);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июня 2008 г. № 444 «О Федеральном агентстве по рыболовству» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, № 25, ст. 2979; 2012, № 32, ст. 4561);
- постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. № 373 «О разработке и утверждении административных регламентов исполнения государственных функций и административных регламентов предоставления государственных услуг» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, № 22, ст. 3169; № 35, ст. 5092; 2012, № 28, ст. 3908; № 36, ст. 4903);
- приказом Минэкономразвития России от 30 апреля 2009 г. № 141 «О реализации положений Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (зарегистрирован в Минюсте России 13 мая 2009 г., регистрационный № 13915) с изменениями, внесенными приказом Минэкономразвития России от 24 мая 2010 г. № 199 (зарегистрирован в Минюсте России 6 июля 2010 г., регистрационный № 17702), приказом Минэкономразвития России от 30 сентября 2011 г. № 532 (зарегистрирован в Минюсте России 10 ноября 2011 г., регистрационный № 22264);
- приказом Росрыболовства от 12 апреля 2010 г. № 326 «О реализации отдельных положений Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в сфере рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов» (зарегистрирован в Минюсте России 13 мая 2010 г., регистрационный № 17190);
- приказом Росрыболовства от 12 мая 2010 г. № 445 «Об утверждении Порядка организации контроля за осуществлением органами государственной власти субъекта Российской Федерации переданных им Российской Федерацией полномочий в области организации, регулирования и охраны водных биологических ресурсов» (зарегистрирован в Минюсте России 17 июня 2010 г., регистрационный № 17569);
- приказом Росрыболовства от 28 марта 2012 г. № 266 «Об утверждении Административного регламента Федерального агентства по рыболовству по предоставлению государственной услуги по организации приема граждан, обеспечению своевременного и полного рассмотрения обращений граждан, принятию по ним решений и направлению ответов гражданам в установленный законодательством Российской Федерации срок» (зарегистрирован в Минюсте России 28 мая 2012 г. регистрационный № 24337).
Однако в этом перечне отсутствует Административный регламент Федерального агентства по рыболовству по исполнению государственной функции по приёму, регистрации и разрешению в территориальных органах Росрыболовства заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях. Этот документ в обязательном порядке должен регламентировать следующий порядок исполнения государственной функции:
1.Требования о порядке информирования о исполнении государственной функции;
2. Сроки исполнения государственной функции;
3. Требования к помещениям, в которых исполняется государственная функция, к месту ожидания и приёма заявителей, размещению и оформлению визуальной, текстовой и мультимедийной информации о порядке исполнения государственной функции;
4. Показатели доступности и качества государственной функции;
5. Состав и последовательность выполнения административных процедур, требования к порядку их выполнения, в том числе особенности выполнения административных процедур в электронной форме;
6. Приём, регистрация и порядок разрешения заявлений (сообщений) о преступлении, об административном правонарушении, происшествии;
7. Информирование заявителей о результатах предоставления государственной функции;
8. Формы контроля за исполнением данного административного регламента;
9. Порядок обжалования гражданами действий (бездействия) должностных лиц в ходе исполнения государственной функции;
10. Форму и правила ведения, содержание граф книги учёта заявлений (сообщений) о преступлениях, административных правонарушениях и происшествиях;
11. Разработанную и утверждённую Блок-схему последовательности административных действий по исполнению государственной функции;
12. Форму журнала и содержание его граф по учёту материалов, по которым вынесены постановления об отказе в возбуждении административного или уголовного дела.
13. Форму журналов учёта дел об административных и уголовных правонарушениях.
Отсутствие норм, регламентирующих приём, регистрацию и разрешение в территориальных органах Росрыболовства заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях, поступающих от граждан, приводит к недостаткам сложившейся практики исполнения государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Кроме того, в действующем Положении об организации деятельности внештатных общественных инспекторов Федерального агентства по рыболовству, утверждённом приказом Росрыболовства от 17.04.2008 г. № 321, отсутствуют нормы, регламентирующие порядок использования личного имущества и транспортных средств общественных инспекторов при осуществлении совместных с рыбоохраной мероприятий, направленных на сохранение водных биологических ресурсов. Что способствует высоким коррупционным рискам при исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
3. Степень улучшения сложившейся практики исполнения государственной функции после внедрения административного регламента и отсутствие отрицательных последствий внедрения административного регламента.
3.1. Характеристика устранения недостатков сложившейся практики исполнения государственной функции при внедрении административного регламента.
Внедрение административного регламента не позволяют в должной мере устранить недостатки, указанные в разделе 2 заключения независимой экспертизы.
3.2. Недостаточность улучшения сложившейся практики после внедрения административного регламента.
Внедрение административного регламента не обеспечит необходимого устранения недостатков, указанных в разделе 2 заключения.
4. Рекомендации по доработке проекта административного регламента с целью обеспечения устранения недостатков.
Внести следующие дополнения в административный регламент:
В раздел Права и обязанности должностных лиц при осуществлении федерального государственного контроля (надзора):
Необходимо четко регламентировать порядок изъятия у граждан орудий лова и транспортных средств по акту изъятия установленного образца, с указанием стоимости изъятого имущества и его отличительных признаков.
Кроме того, считаем, что изъятию подлежат только транспортные средства, используемые для незаконной добычи (вылова) водных биологических ресурсов.
Формулировка “соответствующие документы” позволяет изымать, например, паспорт гражданина или банковскую карту. Необходимо уточнение, какие именно документы подлежат изъятию, и их привязка к совершаемому правонарушению.
В раздел Права и обязанности лиц, в отношении которых осуществляются мероприятия по контролю (надзору):
Также необходимо добавить, что граждане имеют право на выражение своих интересов и прав в ходе исполнения государственной функции через законного представителя в соответствии с документами, удостоверяющими его полномочия.
В раздел Состав административных процедур
Считаем, что при разработке ежегодного плана проведения плановых проверок не допускается включение в план проверок, по срокам совпадающих с периодом установленных ограничений рыболовства в отношении отдельных видов водных биологических ресурсов, а также с периодом ограничений рыболовства, установленным Правилами рыболовства для рыбохозяйственных бассейнов (нерестовый запрет).
В раздел административная процедура проведения мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения на основании планового (рейдового) задания
В этот раздел внести нормы, регламентирующие порядок проведения совместных мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения на основании планового (рейдового) задания с внештатными общественными инспекторами Федерального агентства по рыболовству, а также регламент использования личного имущества и транспортных средств общественных инспекторов при осуществлении совместных с рыбоохраной мероприятий. Отсутствие данных норм в регламенте способствует высоким коррупционным рискам при исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Также следует ввести нормы, регламентирующие приём, регистрацию и разрешение в территориальных органах Росрыболовства заявлений, сообщений и иной информации о преступлениях, об административных правонарушениях и происшествиях, сообщаемых гражданами. При отсутствии регламента проведения мероприятий по работе с сигналами граждан о совершаемых правонарушениях в области рыболовства и работе по ним, данный вид заявлений выпадает из оперативного реагирования агентства и исполняется в сроки, установленные для обычных жалоб и заявлений.
В регламенте отсутствуют определения планового и рейдового заданий. Кем и как они вручаются, как проводится контроль и оперативность исполнения заданий.
Кроме информации об используемых транспортных средствах и плавсредствах при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения плановое (рейдовое) задание должно содержать информацию о собственнике используемого транспортного и плавсредства.
Если при проведении планового (рейдового) задания привлекаются третьи лица, например егеря, работники организаций, имеющих в пользовании рыбопромысловые участки (РПУ), то порядок выполнения планового (рейдового) задания с участием данной категории граждан также должен быть регламентируем.
Необходимо в ходе проведения плановых (рейдовых) заданий регламентировать порядок и условия использования современных специальных технических средств, а именно: видеорегистраторов, фото и видеосъёмки, измерительных приборов и огнестрельного оружия.
Считаем целесообразным включение в регламент в качестве результата администратиной процедуры составление акта об уничтожении бесхозных сетей, изъятых во время проведения рейда.
5. Выводы МОО «Союз рыболовов» по результатам проведенной экспертизы.
На основании вышеизложенного считаем, что представленный проект административного регламента исполнения государственной функции требует значительной доработки в части регламентации действий должностных лиц при проведении мероприятий по контролю за соблюдением обязательных требований на водных объектах рыбохозяйственного значения на основании планового (рейдового) задания и в части разработки порядка приема, регистрации и разрешения в территориальных органах Росрыболовства заявлений, сообщений и иной информации от граждан о правонарушениях.
Внедрение административного регламента без предложенных выше дополнений будет иметь следующие отрицательные последствия:
- продолжение снижения запасов ВБР, вплоть до исчезновения отдельных видов и популяций ВБР.
- сохранение высоких коррупционных рисков при исполнении государственной функции по осуществлению федерального государственного контроля (надзора) в области рыболовства и сохранения водных биологических ресурсов.
Проект административного регламента рекомендуется к доработке в соответствии с замечаниями и повторному проведению независимой экспертизы.
Наименование организаций и лиц, проводивших независимую экспертизу:
Ярославское отделение Межрегиональной общественной организации «Союз Рыболовов»
Председатель: Лебедева И.Г.
Санкт-Петербургское отделение Межрегиональной общественной организации “Союз Рыболовов”
Председатель: Крылов Е.В.
Ремина Ю.В. - участник рабочей группы от межрегиональной общественной организации "Союз рыболовов" по разработке законопроекта "О любительском и спортивном рыболовстве" (апрель-май 2011г.)