Собирать эту коллекцию я начал с трех киргизских клобучков, ловушки для отлова балобанов и киргизских опутинок с должиком, которые мне подарил в 1987 году мой однокашник по ВСХИЗО, директор охотничьего хозяйства «Байдам-Тал», большой знаток и любитель соколиной охоты Александр Ганиев, трагически погибший в 1991 году.
Он также подал мне идею собирать коллекцию. Александр рассказывал, что какой-то немец приезжал к ним в Киргизию, скупал у киргизских сокольников атрибутику, увозил в Германию и там перепродавал.
Начал собирать я гораздо позже, когда в мои руки попал первый арабский клобучок. Тот клобучок мне пришлось распороть по швам, снять с него выкройку, и в последующем он стал шаблоном моих изделий.
Моя коллекция начала расти. В основном коллекционируемые вещи мне привозили или присылали в качестве подарков из-за границы, и лишь немногие я выменивал на свои поделки.
Огромную помощь в сборе и формировании моей коллекции оказали Сергей Суслов, Георгий Стрелов, Мухаммад Аль-Шамери, Дахиль Аль-Ташах, Рустам Ильясов, Александр Бородин и многие другие сокольники, за что я им очень благодарен.
Прошло более двадцати лет, и теперь моя коллекция насчитывает около 300 экземпляров. Основу составляют клобучки, имеются подвязки, рукавицы, присады, бубенцы, вабила, различные ловушки и пеленки.
Все вещи изготовлены иностранными сокольниками и фирмами, занимающимися изготовлением атрибутики для соколиной охоты.
Изделия российских сокольников не собирал. В начале не находил ничего интересного. В настоящее время большинство российских сокольников атрибутику для своих птиц делают сами или приобретают зарубежную.
Настоящие шедевры в единичных экземплярах в нашей стране на заказ делает только Анатолий Лунин. Одна из первых работ была подарена мне мастером еще лет пятнадцать назад. Этот комплект хранится в моей коллекции. Им я очень дорожу, но иногда все же приходится пользоваться, чтобы сфотографировать птицу на перчатке.
Опишу коллекцию подробнее по разделам.
Клобучки
Насколько мне известно из литературных источников, в мире существует 24 типа клобучков. Все типы имеют свое принципиальное отличие. Каждое отличие обусловлено спецификой охоты и видом птиц, с которыми охотятся. Внутри каждого типа есть еще свои модифицированные варианты. Наибольшее распространение имеют англо-индийский, арабский и голландский типы. В настоящее время у сокольников появилось множество производных, от смешивания различных типов клобучков.
В моей коллекции больше всего клобучков арабского типа. Их около ста. Отбирал я их так, чтобы каждый чем-то отличался от другого. Отличительная черта – это стянутая на затылочной стороне гармошкой кожа. Собранные мною клобучки были изготовлены в Сирии, Пакистане, ОАЭ, Саудовской Аравии, Кувейте. Арабские клобучки очень удобны в обращении и идеально подходят для напусков по снятию клобучка, то есть так, как в основном и охотятся арабы.
Клобучки туркестанского типа затяжек не имеют. Они подгоняются по размеру головы конкретной птицы. В моей коллекции этот вариант представлен клобучками из Казахстана и Киргизии. Эти клобучки очень удобны при охоте в зимнее время с беркутом, верхом на коне. Здесь не нужно лезть зубами к затяжкам, чтобы раскрыть клобучок, а можно легко его снять даже рукой, одетой в рукавицу.
Во время работы на Алтае, в экспедиции по установке на соколов-балобанов спутниковых передатчиков, мне был подарен клобучок Ника Фокса, с его инициалами NCF.
Имеется очень оригинальный клобучок, привезенный мне из ОАЭ, но не знаю, на какую птицу, возможно, на ястребиного орла.
Афганский клобучок попал ко мне из Узбекистана.
Подвязки
Основа их – это арабские, плетенные из капроновых ниток, самых разных расцветок и вариантов. Мне очень нравится этот тип подвязок, и своих птиц я одеваю только в плетеные опутинки. Этот тип опутинок с должиками очень надежен при содержании птиц. Когда капроновые нити начинают изнашиваться или птица их расклевывает, это хорошо заметно, в отличие от простых кожаных. Хотя это и арабские подвязки, но использовать их в зимнее время намного удобнее. Они при намокании и обледенении не дубеют, как кожаные. Кстати, в России, во времена царствования Ивана Грозного и Алексея Михайловича, тоже использовались плетеные опутинки, но они упоминаются как парадные.
Очень интересный вариант подвязок – это киргизские. Их вертлюг сделан из рога козерога, а на опутинках оригинальный узел. Опутинки из сыромятной кожи, для их округления, прокатывались раскаленным утюгом. Вероятно, это делалось для того, чтобы опутинки меньше цеплялись за различного рода мелкие колючие кустарники, которых в Киргизии в изобилии. И еще, эти опутинки в два-три раза длиннее обычных. В связи с этим их просто наматывали на меховую рукавицу во время охоты зимой верхом на коне.
В Европе и Америке обычно применяют состоящие из двух частей кожаные опутинки.
Бубенцы
Бубенцы мне присылали и привозили в основном из Англии и США. Имеются также бубенцы из Пакистана. Бубенцы, чтобы звенели как можно звонче, делаются из самых различных сплавов, включая серебро. Также применяются различные варианты их спайки, что хорошо видно на фото. Бубенцы можно прикреплять на цевки, выше опутинок, на два центральных рулевых пера или на шею птицы. Их основное предназначение – облегчить поиск заловившей дичь ловчей птицы в высокой траве, кустах и пр. В настоящее время намного эффективнее это делать с помощью телеметрии, и бубенцы начинают приобретать чисто декоративное значение.
Присады
Присады я собирал только арабские. Мне нравится этот тип присад за их изящество, компактность и легкость. Кроме выточенных из цельного куска дерева, имеются и разборные, с откручивающимися «блинами». Арабские присады особенно удобны в обращении при выездных охотах. Они втыкаются металлическим штырем в землю или песок, и к ним привязывается птица. Даже если птица, раскачав присаду, выдернет из песка металлический штырь, улететь она не сможет. Чтобы привязанный сокол не запутался, к сегменту должика, который привязывается к присаде, часто пришивается кожаная манжета. Благодаря этой манжете, должик легко вращается вокруг присады, предотвращая запутывание птицы.
Жилетки и
другие ловушки
Жилетка – это традиционная арабская ловушка для отлова соколов. В былые времена петли на жилетках делали даже из верблюжьего волоса. В настоящее время для изготовления петель применяется леска. В моей коллекции имеются 17 различных вариантов жилеток, устанавливаемых на голубях, сплетенных из капроновых ниток, на проволочной основе или без нее. Есть и другие варианты, в том числе на кожаной основе. Кроме голубей, жилетки устанавливают на горлинках, дроздах, бентамках и песчанках.
Другие ловушки – это петельная ловушка из Пакистана и сети-стенки. В коллекции есть и очень простая ловушка, действующая по принципу южноамериканского бола. Это резиновый шарик с ниткой. Балобан, схватив приманку, наматывает нить с шариком себе на крыло и не может лететь.
Шар с петлями крепится к лапам манного сокола, обычно лаггара или шахина. Этому соколу сшивают веки, и он пускается под увиденного ловцом балобана. Балобан, видя, что более мелкий сокол летит с «добычей», нападает на него и, пытаясь отобрать, ловится в петли.
Моя коллекция продолжает расти, и я заинтересован в контактах с людьми со схожими интересами. Хочу отметить, что отдельные вещи в моей коллекции, как, наверное, в любой другой, имеют свою довольно интересную историю.
Николай Санин, фото автора
[только для пользователей сайта]