|
Через час ходу, как я и ожидал, река уперлась в остатки гидроэлектростанции. Быки ГЭС были сложены из булыжников, скрепленных цементным раствором. Вода их изрядно подмыла. Сама плотина была деревянной, от нее остался самый низ, образующий слив высотой полметра. На правом берегу, в зарослях ольхи, здание машинного зала. Протаскиваю свой аппарат через слив, дальше идет мелкий перекат. Лодка на нем снова застревает. За плотиной русло Увери сужается. Полноводных плесов больше не попадается. Узко и мелко. За деревней Александрово попался последний мелкий плес со множеством перекатов. Дальше берега понизились. Смешанный лес чередуется с луговинами. За деревней Дорохово остатки красного кирпичного строения на правом берегу, большей зигзаг по луговине и начало сплошной застройки до самого Мошенского. В Мошенском два разбитых моста и у обоих завалы. Берега высокие, русло узкое, мелей нет. В реке много деталей от всякой техники. На окраине села очень высокий и красивый левый берег. За селом берега понижаются, лесистые участки чередуются с луговинами и коровьими пляжами. За деревней Никифорово попался пешеходный наплавной мост. У деревни Дмитрово два мелководных переката. Дальше несколько зигзагов по луговине. Берега низкие, обрывистые, поросшие кустами ивы и ольхи. За деревней Лыткино опять начался лесистый участок. Выбираю место, где можно подвытащить лодку, и устраиваюсь на ночлег. На следующий день опять сухо и жарко. Настроение гнусное. Королева пытается меня развеселить, показывает картинки - берега реки очень красивы. Заметив, что красоты природы меня не радуют, она подсовывает мне под лодку затяжной и мелкий перекат. В ответ от меня получает порцию трехэтажной брани, обижается и отворачивается от меня. Ближе к селу Меглицы, берега понижаются, лес отступает. Течение равномерное. За шоссейным мостом короткая шивера, дальше несколько петель по луговине, и опять смешанный лес окружает реку. На берегах стали попадаться заломы из всякого мусора и дров. Вот и долгожданная линия электропередач. Левый приток - река Радоль. Вхожу в ее русло и пытаюсь идти против течения. Русло как канава - глубокое с отвесными берегами. Узко - лодка еле помещается. Впереди что-то шумит. Доплываю до этого "что-то" - из узкой промоины в правом берегу бежит с шумом поток. За впадением этого притока мелко, совсем нет течения и полно всякого природного мусора. Протащить лодку не дает песчаный плывун. Ноги вязнут в нем как в болоте. Обиделась на мою ругань Королева, ушла окончательно. И сестрице Уверио Радоли приказала меня не пускать. Вобщем - приплыл! Напрасные поиски. На этот раз подруга обиделась на меня окончательно. Радоль меня не пропустит совсем сухая. Ее питают четыре озера. В них видно тоже воды мало. В самой Увери до межени сантиметров сорок не хватает. Придется ехать на водораздел и искать, куда вода подевалась. Осматриваю почти отвесный, поросший травой берег, и пытаюсь на него залезть. Кажется, получилось. Наверху скошенная луговина со следами машины. Иду по следам. Луговина закончилась, дальше заросли ольхи и грунтовая дорога с высохшей грязью в глубоких колеях. Дорогу переползает гадюка. Я не суеверный, но черная кошка выглядит милее. Между стволами ольхи виднеется русло Радоли; из мокрого песка сиротливо торчат гнилые сваи разрушенного моста. Слева от дороги из кустов доносится шум воды. Дорога сворачивает туда. Посередине крошечного озерца, прикрытого шатром лиственного леса, бьет из земли мощный фонтан воды. Вода холодная, кристально чистая, с легким железным привкусом. Королева "по-английски" не уходит, холодно и сурово со мной прощается. Склоняюсь над источником и с колен пью ледяную свежесть, потом иду дальше по лесной дороге. Дорога выходит на асфальтированное шоссе. Рядом высокий новый мост через Радоль. Под мостом остатки деревянной плотины и мелководная заводь с сонными лягушками. Раз по реке нельзя плыть, значит можно ехать по берегу. Ворачиваюсь на луговину, обедаю, вытаскиваю лодку на берег и волоку ее до шоссе. Дальше идет разведка местности и сбор информации. Удается выяснить, что с деревни Крутец до деревни Долгое идет приличный грейдер. Такой же грейдер с Красной Горы до озера Островенского. Грейдер меня не прельщает, еду по асфальту до Семенкина. Здесь исток Радоли, а точнее копаная Канава. Нахожу ее без труда. Воды в ней столько, что куры бродят. Меня плавать, здесь не тянет. Провожу разведку дальше: асфальт идет до Захарино, дальше грейдер на Морозово, за ним дорога заброшена. На Чувашеву гору и Ореховно тоже асфальт. Ворачиваюсь на Пестовскую трассу, здесь удается узнать, что с Крепужихи на Старое Долгое дороги нет. Ездят по асфальту до Ефремова, и далее на Долгое, по грунтовой дороге. Нахожу отличный съезд к озеру Рудневскому. Жаль у него нет никуда приличного стока. Воды в озере до уровня не хватает сантиметров сорок. На противоположном берегу горит болото. Через озеро тянется сизый шлейф дыма. Берег озера мне понравился. Решаю здесь заночевать. Наутро похолодало. Озеро укуталось плотным туманом. На берегу, роса такая, что трава полегла. Завтракаю, выволакиваюсь на дорогу и продолжаю разведку: Река Чернянка мне чем-то напомнила мелководную Пахму. Заезжаю в Устюцкое. Покупаю пачку сухарей, меняю оборвавшийся тросик переключения скоростей и любуюсь развалинами плотины на Меглинке. Река мелкая, одни камни. С моста Пестовской трассы она выглядит глубже, но ширина внушает опасения о глобальных завалах. Еду дальше. В Федово под мостом на Меглинке каменистый перекат. Течение быстрое и тоже мелко. Все! Хватит! Не буду больше на реки смотреть. Королева ушла! Значит, удачи мне не видать. Еду домой! До Пестова километров двадцать осталось. Дорога к дому. Грустно возвращаться домой раньше времени. Радольский волок не пройден. Грустно расставаться с Королевой на целый год, а может быть и больше. Когда я еще вернусь в эти края? Погода отличная: Ветер гонит с севера белые облака, небо между ними чистое и бездонное. На въезде в Пестово сворачиваю на заправку. Заливаю остатки горючего в бак блока и с пустой канистрой иду к колонке. Мое внимание привлекает седовласый мужчина. Прислонившись к капоту машины, он, как-то странно смотрит на солнечные блики, вспыхивающие на рыжих сосновых стволах. Пытаюсь определить, на что он смотрит. Кажется, мне это удается. От заправки в лес уходит тенистая просека, в конце ее виднеется светлый кусочек неба. Где-то я видел что-то похожее... О!!! Боже!!! Сознание четко восстанавливает картину, поднятую из черной глубины памяти: Стремительное падение в черный бездонный колодец. Холод, страх, боль и головокружение постепенно покидают меня. Навстречу медленно движется, увеличиваясь в размерах, ослепительно сияющий диск. Чувствую, что там я нужен, кто-то ждет меня и зовет. Но падение замедляется. Диск начинает удаляться, Вновь наваливается удушье и адская боль в груди, начинаю чувствовать страшный холод в ногах. Кто-то берет меня за плечо: Седовласый стоит рядом, смотрит мне в глаза, и спрашивает: - Ты тоже был там? - Да! Но я не дошел до конца коридора. - Если бы дошел, то назад уже не вернулся! Свет видел? - Да! - Это и есть ТОТ СВЕТ! Нам было о чем поговорить. С изрядно потревоженной памятью покидаю Пестово. С высокого моста бросаю последний взгляд на быструю и мелкую Меглинку, с пригорка вглядываюсь в песчаные косы Мологи - даже в ней воды нет. К полудню становится жарко. В районе "Лесного Кордона" съезжаю на старую дорогу и у разрушенного моста останавливаюсь на обед. Из соснового леса тянет прохладой, пахнет смолой и спелой малиной. Вода в речке ледяная, чистая и приятная на вкус. Зато суп из пакетов кажется горьким, гречневая каша имеет привкус железа, а чай кажется кислым даже с сахаром. Наконец с противным обедом покончено. Еду дальше, но прямой дороги на Вятку нет: Мост разобрали. Приходится давать крюк по лесной дороге с тощей гравийной подсыпкой. Добрался до Вятки, а тут новое разочарование: До Лесного грейдерная дорога. Мотоблок тащится на первой черепашьей передаче, подпрыгивая на мелких камешках. Мимо проносятся машины, подымая тучи пыли. Солнце палит нещадно. Тени на дороге нет. Спрятаться от зноя не где. Заезжаю в будку автобусной остановки, жду, когда двигатель остынет. Дорогу пытается перейти черная кошка. Ловлю ее, беру на руки, глажу. Кошка мурлыкает и ласкается. Шерстка на ней чистая и гладкая, сама же худая - кожа да кости. Оставляю кошку в будке, еду дальше. Чахнет глубинка - деревеньки вымирают, да и дорога когда-то имела асфальтовое покрытие. Лес кончается, последние два холма в поле на самом солнцепеке и асфальтированный въезд в Лесное. Проезжаю поселок. На выезде мое внимание привлекает своеобразный памятник: На бетонном блоке возвышается красный гусеничный трактор с надписью на капоте "Лесное". Перед памятником сложенная гусеница. На мраморной плите надпись: "Покорение Нечерноземья. 1945-1982г. Да! По видимому, Нечерноземье не покорилось и начинает медленно, но верно превращаться в прежнюю глухомань. Последняя мысль быстро опровергается окружающей обстановкой: асфальтированное, ровное шоссе петляет по лугам, обходя живописные холмы и множество благоустроенных поселков и зажиточных деревень. Места красивые. Неожиданно, у самой дороги, открывается прекрасное лесное озеро. Останавливаюсь и сверяюсь с картой - озеро Савельевское, исток реки Сарагожи. В будущем надо будет здесь побывать. Еще несколько километров и красивый спуск к быстрой лесной речушке у деревни Красуха. Река всего то ничего, а берег до чего высок! Солнце клонится к западу. Тени сосен закрывают дорогу. Начинают собираться сумерки. Присматриваю себе для ночлега берег песчаного карьера. Жаль, что он сухой, но у меня есть вода с собой. На ужин хватит. Беспокойство внушает скрейпер, ползающий в кустах, и что-то выискивающий лучами фар. Узкий перешеек между двумя внушительными ямами кажется мне безопасным для ночлега. Затаскиваю туда лодку, готовлю ужин и заваливаюсь спать. Часа через два скрейпер меня нашел. Долго урчал, ворочая сочлененным тягачом и ощупывая лучами фар, потом развернулся и уехал. Утром короткие сборы - без воды ни поесть, ни умыться, и быстрый переход до речки Ворожба. Под мостом речка кажется широкой и глубокой, а чуть ниже остров с двумя кривыми и узкими протоками, по которым на каяке не проплыть. Дальше множество мелких петель по луговине. Колдует Ворожба, заманивает. Но меня не проведешь - я знаю, что можно ожидать от этой реки. Завтракаю, отмываюсь и еду дальше посуху. Знакомый мост через реку Волчину. Под мостом песчаные проплешины мелей. Даже здесь засуха. Всматриваюсь в лесок, напротив церкви, пытаюсь найти ту поляну, на которой ночевал двадцать лет назад. Нет больше полянки - подмыла ее река. Волчина сопровождает меня до самой Максатихи. Красивая река, если с берега смотреть. Поближе бы с ней познакомиться, а то который раз мимо проезжаю. Участок дороги Княжево - Клевещи, грунтовый. Здесь и гравийная подсыпка и участки сыпучего песка, есть даже старая каменка. Когда-то вся дорога до Бежецка была такой. Веселая была дорога. Сейчас веселым остался маленький ее участок, и тот скоро заасфальтируют. В деревне Клевещи, "Абра" неожиданно скособочилась - порвалась лента амортизатора. Меняю ленту и любуюсь деревенским пейзажем. Здесь даже запах особенный деревенский. Мимо меня идет с мешком через плечо конопатый рыжебородый старичок в латанных, перелатанных штанах, подвязанных веревкой и такой же затрапезной рубахе. На ногах обрезанные до размера полуботинок валенки. В мешке что-то трепыхается и повизгивает. Дед удаляется в сторону железнодорожного переезда, я продолжаю заниматься ремонтом. Наконец новая лента на месте, подвеска готова к работе. Еду дальше – переезд закрыт. Встаю перед шлагбаумом, сбоку от дороги - все равно всех пропускать надо. Перед переездом встают два тягача: Маз с брусом из Максатихи, и КамАЗ с металлоконструкциями из Бежецка. Водители жуют дежурные бутерброды, запивая их молоком и лимонадом. Дед с мешком топчется у переезда - поезда ждет. Подойдет сейчас поезд, сбавит ход знакомый машинист, посадит деда, и поедет дед в город на базаре щенят своих продавать. Вот и поезд идет, и ход сбавляет. Дед выходит на переезд, снимает с плеча мешок и... бросает в железнодорожную колею... Рявкнул гудок, дрогнула земля под тяжелой поступью локомотива и разметала по всему переезду многотонная гильотина окровавленные куски ткани вперемежку с чем-то некогда живым и теплым. Встал дед на колени, заплакал и стал креститься. Прошел поезд. Дед продолжал стоять на коленях, закрыв лицо руками. Открылся шлагбаум, но ни один из тягачей не тронулся с места. Водители, вцепившись в баранки, угрюмо смотрели на окровавленный переезд. Из колонны вырулил на встречную полосу черный джип с блестящей решеткой радиатора. Через затемненные окна промелькнули бритый череп, черные очки и неприкуренная сигарета. Сделав зигзаг на переезде, джип перечеркнул его багровым следом. Вот она, новая Россия! Для таких ничего не свято, перешагнут через кого угодно! Не век же здесь стоять! Тягачи, включив сигналы, тяжело поползли через переезд. Когда прошла вся колонна, на переезде не осталось и следа от былой трагедии. Только дед все стоял на коленях и смотрел на рельсы. После Бежецка, я свернул на излучину реки Остречины, чтобы отдохнуть и пообедать. Место открытое, с поля дует разгулявшийся к полудню ветер. А на реке тихо, лишь изредка вода покрывается мелкой рябью. Раньше переход от сюда до Мышкина занимал у меня целый день. Дороги были грунтовые. Сейчас почти везде асфальт, и до Мышкина я доехал к вечеру. Ветер не стих. По Волге гуляют белые барашки. Волны с шипением набрасываются на пологий, песчаный заплесок. Паром свою работу уже закончил, зажег стояночные огни и затих у причала до утра. Проезжаю вдоль берега до дамбы и, спрятавшись от ветра за чахлые кустики ивы, устраиваюсь на ночлег. С восходом солнца, воспользовавшись временным затишьем, форсирую сонную Волгу и еду в сосновый бор на берегу Юхоти. Там завтракаю и снова забираюсь в спальный мешок - жду потепления. После полудня пообедал, почистился, привел в порядок себя и лодку, устроил ленивый отдых до вечера. Вечером пил чай и любовался заходом солнца. На следующий день выспался, неторопясь собрался и стал ждать, когда рассеется туман. По Юхоти медленно и почти бесшумно скользит белый катер. С палубы мне помахал рукой бородатый капитан в тельняшке и закатанных броднях. Отвечаю ему тем же приветствием. Он уходит в плавание. Для меня поход уже окончен. До дому остается 97 км. К вечеру я буду дома. 20 июня – 3 августа. Боровичевская кругосветка. А. И. Натаров.
|