|
Чудное мгновение. К полудню, стремительная Тверца уменьшила свою прыть и разлилась вширь. Плыть по большой реке на моей маленькой лодке стало не интересно. С нетерпением жду появления последней достопримечательности. Река делает очередной поворот, и на высоком берегу появляется сверкающее на солнце громадными окнами здание Митинского санатория. Прислушиваюсь. Слышен гул воды на великих порогах. Дальше на реке делать нечего. Выбираюсь на берег и по грунтовой дороге еду осматривать порог. Он вполне проходим, но не с такой нагрузкой, как у меня. В конце порога, на обводном канале, замечаю заросшую травой и замытую песком стенку, выложенную из отесанных гранитных плит. Это все, что осталось от шлюза, созданного для преодоления порога. Но шлюз давно размыло, а порог здравствует и поныне. Грунтовка приводит меня в деревню, рядом с которой расположился музей деревянного зодчества. Стоянка для машин у входа в музей, напротив моста через Тверцу. Здесь, в деревне,- высокие тесовые ворота, ни одного замка, ни одного сторожа. Оставляю свою технику у ворот и иду осматривать музей. Избы, дома, терема, часовни и церквухи сюда привезли и реставрировали. А вот каменный мост восемнадцатого века здешний, и стоит он на бывшей почтовой дороге. Размеры моста впечатляют: под главным пролетом поместится "КамАЗ" с фурой. Ширина моста позволяет разъехаться двум грузовикам, и еще хватит места пешеходам. Сложен мост из двухметровых гранитных валунов. Еще одна достопримечательность, породненная с мостом, находится на другом берегу реки, на территории санатория. Это винный погреб в форме египетской пирамиды. Он тоже громадный, сложен из валунов, но его стены облицованы мраморными плитами. Это все остатки некогда богатой усадьбы Львовых. На здешнем фамильном кладбище похоронена Анна Павловна Керн. Могила ее ухожена, а на белом мраморном надгробии золотом выведены знаменитые Пушкинские строки: "Я помню чудное мгновение..." Покидаю тенистый парк санатория, и выезжаю на залитую зноем дорогу Москва - Петербург. Ба! Какая встреча! Велотуристы! Да какие-то странные. Сидят на обочине по-турецки, глотают дорожную пыль с выхлопными газами, и запивают хлорированной водой из-под крана какой-то гостиницы. Подъезжаю ближе. Да это иностранцы. Общий язык туристы найдут даже с братьями из соседней галактики. Общаемся с помощью индейского письма. На "разговор" понадобилось метров двадцать обочины. Бедолаги оказались из Нидерландов. Едут с Питера в Москву, и как я понял, ничего кроме дороги не видели. Объясняю им про Митино, оживились, заинтересовались и, разузнав дорогу, поехали. Еду в Вышний Волочек и размышляю: До чего же хорошо жить в России. Можно бесплатно ехать по любой дороге на любой технике. Можно неделями стоять на обочине и ремонтировать свой агрегат. И это не накажется штрафом, как хулиганство. Более того, никто не помешает вашему занятию, предложив свою помощь. Можно безнаказанно сходить в придорожные кусты по малому и по большому. Можно это сделать прямо на обочине за машиной. Можно съехать с дороги на берег реки, поставить палатку, постирать одежду, помыться, половить рыбу, отдохнуть. И за все это не надо платить. Все это можно. Это настоящая свобода действий и передвижений. Свобода жизни! Какая речь может идти после этого о свободе в Свободной Европе?! К сожалению, Вышний Волочек приближается медленнее, чем вечер. Съезжаю с дороги в поисках места для ночлега, и оказываюсь на знакомом низком Тверецком наволоке в прежней компании со свободными Российскими комарами. Кошмар! Смертоносное оружие. Изрядно искусанный, но еще бодрый, езжу по Волочку в поисках реки Цны, и какой-нибудь химии против комаров. Река где-то рядом, а вот химию местные жители, спасаясь от нашествия мошкары, скупили всю. Остался только корм для тараканов и нюхательный табачок для молей. Наконец повезло. На окраине города купил новейшую "Супер кобру"- суперубойную аэрозоль против насекомых. Заодно прихватил упаковку пластинок "Раптор". Продавщица заинтересовалась, как я буду использовать "Раптор", ведь у меня нет электричества? Отвечаю: "Элементарно! Таблетку под язык за час до сна и нет проблем!" Оставляю изумленную продавщицу и трех незадачливых садоводов обмозговывать мой совет, и еду к Цне. Прицеливаюсь, где поудобнее на моей технике заехать в воду. Попытка забраться в Цну посередине города может окончиться провалом. С одной стороны из-за многочисленных дамб, запруд и плотин до вечера из города не выбраться. С другой стороны, жители славного Волочка не потерпят такого надругательства над рекой, и сдадут меня вместе с техникой в лучшем случае в милицию, в худшем в психушку. Да и байдарочники рядом копошатся, они-то меня точно веслами поколотят. Цна километров через шесть впадает в озеро Мстино. А это далеко не лужа. Длина 14 км., ширина до 3.5 км. острова, изрезанная береговая линия с мелями, песчаными пляжами и деревнями. А упирается все это в плотину. Вот туда-то я и поеду. Дорогу вокруг озера нашел в поселке Красномайском. Судя по нумерации столбов, до станции Мста она не доходит. Поеду тогда к плотине. На это уходит час. Осматриваю плотину. Параллельно новому водосбросу, на мели, стоит Сердюковская гранитная плотина с остатками шлюзовой камеры. Вот он, памятник дней минувших! Отличная дорога, идущая к железнодорожной станции, отбила охоту браться за весла и грести по извилистой реке, даже по течению. Еду дальше. На двадцать пятом километре дорога уперлась в глинистое бездорожье. От одного вида залитой водой тракторной колеи любой водитель придет в уныние. Но у меня амфибия, а рядом река с попутным течением и направлением. До станции осталось десять километров. К вечеру буду там. Количество воды в реке настораживает. В русле много камней. Лодка то и дело на них натыкается. Через пару часов эти невидимые препятствия начинают бесить. Но течение пропадает, и река разливается обширной заводью с островами и зарослями камыша. За заводью виднеется здоровенный купол храма. Это село Млево. До станции рукой подать. Солнце садится. Выбираю для ночлега низкую луговину с голодными комарами. Пока устраивался, этих вампиров налетело под тент видимо невидимо. Пришло время испытать арсенал защитных средств. Достаю "Супер кобру", встряхиваю содержимое баллона. Берегись крылатые! Мощная струя отравы разгоняет комаров. Десятка два намокли и прилипли к тенту. Остальным хоть бы что. Читаю инструкцию: "- Моментально действует на ползающих насекомых..." Все ясно! Комары к ним не относятся, они летающие. С удивлением наблюдаю, как под тент забрался луговой паучок и вяжет намокших комаров в пучки. Этот тоже не ползает, а лазает. Вспомнить из курса биологии, какие насекомые относятся к ползающим, не дают освирепевшие от "Супер кобры" комары. Отмахиваюсь от них тряпкой и пытаюсь поджечь пластинку "Раптора". Когда та загорается, задуваю пламя. Пластинка начинает нещадно дымить. Вот тот ладан, которого эти черти боятся! Минута, и в палатке больше никто не жужжит и не летает. Однако от такой отравы у меня у самого глюки начинаются. Надышавшись этой дряни, валюсь к полудохлым комарам, и сплю вместе с ними до утра, как убитый. Бешеная река. Первый раз хорошо выспался. Плыву дальше. Попалась большая деревня, красивый курган на правом берегу и, наконец, шоссейный мост. Это станция Мста. У рыбаков узнаю новость - до Боровичей ездят на легковых машинах. Выбираюсь на дорогу у моста и еду дальше. Грейдерная гравийка приводит меня в Березовый рядок. Здесь в Мсту впадает река Березайка, напротив ее устья первый Мстинский порог. С высокого берега открывается прекрасный вид на порог. Воды в реке мало, порог больше похож на каменистую шиверу. Попадешь в нее, надоест от камней отпихиваться. Дальше до Больших Семериц идет песчаная боровая грунтовка. К ней примыкает такая же грунтовка, идущая на Удомлю. От Семериц до Боровичей уложен асфальт. Встаю на мосту через Уверь, смотрю на завал. По описанию здесь числятся остатки плотины - бейшлота 1740 года. Чуть ниже устья Увери на Мсте остров. Интересен он тем, что на нем находится источник минеральной воды. К сожалению, на остров мне не попасть: берег обрывистый, лодку не спустить, да и самому не слезть. А между берегом и островом завал из всякого мусора. С острова доносится журчание родника. Берег острова укреплен бревенчатой кладкой. Километров через тридцать от устья Увери, на левом берегу, Лоцманская слобода или Опеченский рядок. Берег Мсты укреплен гранитной кладкой. В стародавние времена у этой набережной швартовались суда, и брали с собой лоцманов для прохождения порогов. Дальше до Боровичей идет "Гранд каньон" со сплошными порогами. Плавать здесь опасно. В большую воду, зажатая скалистыми берегами в узкий каньон, Мста скачет по порогам со скоростью двадцать километров в час, образуя на сливах двухметровые стоячие волны. Дорога идет рядом с рекой. Плесы отлично просматриваются. Еду и любуюсь экзотикой реки. За деревней Большей порог, напротив карьера, нахожу съезд к реке. Спуститься до воды проблематично - десятиметровый отвесный обрыв. На противоположном берегу в известковой скале две пещеры. Из них в Мсту с шумом бежит вода. Это карстовая речка Понеретка. За два километра до Мсты она уходит под землю и течет по пещере. Ближе к Боровичам лес отступает, дорога взбирается на высоченный холм. Как далеко от сюда видно! Валдай рядом, а это всего-навсего кусочек Валдайской возвышенности. За Боровичами, в поселке Волгино, прощаюсь со своенравной и удивительной рекой Мстой. Она величаво несет свои воды в Ильмень озеро. Ну а мой маршрут на север. Жемчужина из ожерелья. Через десять километров превосходной дороги на станцию Хвойная, сворачиваю налево, и оказываюсь в деревне на берегу красивого озера. Полчаса опроса местного населения, и уезжать от сюда уже не хочется. Запахло тайной! Добраться до воды большого труда не составляет. Снимаю колеса и любуюсь озером. В лучах заходящего солнца оно великолепно! На горизонте, сквозь вечернюю дымку, виднеется лес противоположного берега. На его фоне темнеют острова. Ветра нет. Вода спокойная и гладкая как стекло, очень чистое стекло. Песчаное дно хорошо различимо. Солнце касается кромки дальнего берега и на воде появляется залитая расплавленным золотом дорожка. Она ведет к неизведанным островам. Они ждут меня. Я скоро буду там. Теплый солнечный берег медленно удаляется. Диск солнца на половину скрылся за дальним лесом. Краски дня блекнут. Дольше всех держатся красные оттенки. Солнце скрылось, но небо остается светлым и освещает все вокруг. Наступают белые сумерки. Лодка скользит по черной и вязкой как смола воде. До каменного мыса осталось совсем немного. Вот и берег, на нем молодой сосновый лесок и черничник. Можно устраиваться на ночлег. Комаров здесь почему-то нет. Зато жерех вышел на ночную охоту и до утра возился в редких камышах, глуша мощными ударами хвоста мелкую рыбеху. Проклятое насекомое. С утра приступаю к разведке. Озеро Пелено в длину 3 км., в ширину 1.5 км. Есть острова. Берег более чем на половину покрыт лесом. Откровенной болотины нет. Вода чистая, питьевая. Глубина до 15 метров. На берегах четыре деревни. На севере из озера вытекает протока в соседнее озеро - Люто. Есть туда и волок лесом длиной около километра. Все это мне надо найти. Проще всего оказалось с протокой. Она начиналась за мысом у большого камня. Но двигаться по протоке оказалось возможно только с помощью кирки, лопаты и бензопилы. Плыву в северный конец озера и ищу волок. В лесу нахожу старую дорогу, идущую к сопкам - памятнику минувшей войны. На этих насыпных возвышенностях стояли зенитки. Сделать более полную разведку мешают озверевшие комары и отсутствие компаса. Приходится возвращаться. Если в соседнее озеро нельзя пройти по протоке, или протащиться по волоку, то туда легко проехать по дороге на Хвойную. Возвращаюсь в деревню. Поднявшийся ветерок гонит встречную волну. Плыть приходится вдоль берега, по осоке, там волна меньше. Пару раз натыкаюсь на жереха. Он отмахивается от меня хвостом, окатывая брызгами с ног до головы. В жару это приятно. Вот и берег. Ставлю колеса, завожу мотоблок. Мотор воет на высоких оборотах. Амфибия медленно, с пробуксовкой, берет подъем. В этот момент в глаз залетает муха. Не сбрасывая газа, левой рукой пытаюсь ее вытащить. Переключатель скоростей от вибрации сбрасывает первую передачу и врубает вторую. Удар, двигатель клинит. Проклиная трехэтажным матом весь род насекомых, обливаясь потом, втаскиваю амфибию в крутой подъем. Какой же силой должен обладать мотоблок, чтобы волокать такую тяжесть и меня в придачу? Устраиваюсь в тени посередине деревни и половиню двигатель. Результат не утешительный - вторая передача вылетела начисто. Все остальное цело. Коробка у мотора сломалась первый раз за 15000 км. Естественно я считал ее абсолютно надежной и не взял запчасти. Не оказалось их и в деревне. Выгребаю из картера щепотку ломаных зубьев, закидываю в лодку беззубую шестерню второй передачи, и собираю мотор. На первой передаче со скоростью 7 км/ч. еду в Боровичи. Поиск запчастей в городе оказался неудачным. Впасть в отчаяние не дает случайно услышанная песня из репертуара "Машины времени": "Не надо прогибаться под изменчивый мир, однажды он прогнется под вас!" Бодрости прибавилось, оцениваю свое положение без эмоций, и, набравшись оптимизма, с благословения местного ГАИ, еду в Пестово. Сначала жара и медленная езда действовали угнетающе. Хотелось налить в лодку воды и ехать в ней как в ванне. Потом втянулся. Да так, что дотащившись до Пестова, не стал ни запчасти искать, ни на поезд грузиться, а поехал дальше. Дорога домой через Устюжну, Весьегонск и Брейтово заняла четыре дня. Всего на поход ушло десять дней. Пройдено 1300 км. по суше и 110 км. по воде. Места тамошние мне понравились, я обязательно туда вернусь. Ведь я так и не посмотрел, как проваливается целое озеро!
|