Ремонт подержанной Оки.
Отмыв машину от грязи и внимательно рассмотрев, понял, что замены требует всё, кроме пробки бензобака. И ту я потерял при первой же заправке. Несоизмеримо большая, она не поместилась в карман куртки. Пришлось её положить на крышу машины и по рассеянности там забыть. Интересно то, что видел в зеркало, как она упала и в припрыжку катилась за машиной, пытаясь её догнать. Но я почему то подумал, что это деталь не от моей машины.
Разбираю машину и попутно занимаюсь ремонтом. Моторный отсек, со всем его содержимым, обильно, наверное, из краскопульта, облит мовилем. На мовиль и протекающий тосол, налип толстый слой жирной грязи. Тут впору проводить археологические раскопки, а не разборку.
Начал с воздушного фильтра. Закреплён неправильно – под резинками нет втулок, резинки жёваные. Одно ухо крепления отвалилось. Прокладка на карбюратор разрезана корпусом фильтра. Краска с корпуса облезла, открыв простор для ржавчины.
Ухо приварил, резиновые детали, крепёж и фильтрующий элемент купил новые. Ржавчину очистил, корпус фильтра покрасил.
Отсоединил и еле сдёрнул со шпилек карбюратор. Гайками крепления он оказался раздавлен и деформирован. Посадочную плоскость припилил напильником, распилил крепёжные отверстия. Рихтовать и менять потроха не стал, перебрал и промыл, восстановив регулировки. Тросики привода заслонок промыл и смазал. Шпильки на впускном коллекторе оказались вытянуты – заменил на новые вместе с шайбами и гайками.
Отсоединил и снял бензонасос. Он тоже деформирован крепежом. Направляющая штока расколота. Насос перебрал для чистки, фланец отрихтовал и припилил. Направляющую штока, прокладки, шланги, хомуты, топливный фильтр и крепёж пришлось покупать новые.
Снял и отмыл от грязи батарею. Плотность и уровень электролита в норме, клеммы исправны, индикатор состояния почему то не светится. Под батарею вырезал коврик и купил отсутствующее крепление к корпусу машины.
Снял и выкинул облицовку радиатора. Она оказалась тюнингованной, толщиной как у локера. При движении подвывает двигателю и не защищает от встречной грязи генератор. Облицовку купил фирменную, с эмблемой ВАЗа, хотя машина Серпуховская.
Еле нашёл ключ, чтобы сдернуть с места гайки приводов. Вывесил перёд машины, снял передние колёса, передние локеры, передний бампер. С бампера снял номерной знак и поворотники. Бампер отмыл от грязи и пропаивал трещину – почти пополам переломился.
Слил с системы охлаждения тосол. Грязи мало и плотность нормальная, видимо часто доливали из-за течи. Снял и промыл все дюриты. Хомуты пришлось закупать новые. Проверил термостат – работает, краска только облезла, пришлось красить. Снял радиатор, отсоединил кожух с вентилятором. Кожух отскоблил от ржавчины и покрасил. Двигатель вентилятора перебрал и смазал. Радиатор очистил от застрявшего в рёбрах мусора, гнутые рёбра выправил. Проверил герметичность радиатора – норма. Собрал с кожухом и вентилятором.
Снял генератор, очистил от грязи, проверил длину щёток – норма. Подшипники крутятся без шума и заедания. Разбирать не стал.
Снял датчик зажигания, перебрал для чистки и смазки. Снял корпус привода агрегатов. Резиновые уплотнительные кольца пришлось заменить, заменил одну шпильку – резьба была замята. Снял и промыл бачёк омывателя. Отсоединил и снял катушку зажигания. Еле отмыл её от мовиля. Слава Богу, провода были не в мовиле. Снял, перебрал для чистки и смазки стартёр. Щётки и втулка были в порядке. Снял впускной патрубок, отскоблил от остатков прокладки. Прокладку купил новую. Снял привод сцепления. Резьбу пришлось прогонять плашкой, гайки менять, а трос промывать и смазывать. Снял и очистил от грязи и остатков прокладки патрубок термостата. Крепёж и прокладку купил новые.
Отсоединил и снял для ревизии фары. У одной оказалась сломана в двух местах пластмассовая рамка крепления. Рамку спаял.
Разбирая подвеску и ходовую часть, сломал несколько «подарочных» ключей. Пришлось искать Российский профессиональный инструмент. Весь крепёж подвески был закручен не от души, а со всей дури.
Снял тормозные скобы и суппорта. Пальцы одной из скоб отвернуть не смог – болты стояли с низкой головкой и закатанные. Пришлось срезать головки и выкручивать остатки болта из пальца. Один обломился, но не выкрутился. На «несъёмной» скобе стояли колодки затёртые до железок. Пыльники поршней и пальцев были порваны. Скобы очистил от грязи и собрал с новыми уплотнениями и пыльниками. Один из пальцев купил новый, пыльники пальцев заменил на новые. Крепёжные болты заменил на стандартные, фиксирующие пластины изготовил сам.
Выпресовывать наконечники рулевых тяг из рулевых рычагов даже не пытался. Отвернул рычаги от стоек. Наконечники рулевых тяг оказались исправными. Рулевой механизм тоже работал безупречно.
Снял тормозные диски и выбросил, их толщина составляла 6 мм. Диски купил новые.
Выпресовывать шаровые шарниры из рычагов тоже дело неблагодарное. Отсоединил их от стоек, рычаги от укосин и рамы. Шаровые требовали замены. Выбить их удалось только после вмешательства паяльной лампы. Рычаги очистил от грязи и покрасил. Шаровые купил новые.
Снял стойки, очистил от грязи и попытался снять пружины. Лыски на штоках были свёрнуты, а гайки на штока завёрнуты от дури. Вдобавок ко всему этот крепёж проржавел. Стронуть гайки всё таки удалось. Зажал пружины стяжками и разобрал стойки. У одной из пружин оказалась обломана треть витка. Попадая под виток пружины, этот осколок оглушительно щёлкал, наводя на меня ужас. Отбойники оказались в состоянии мочалок. Гайки крепления патронов отвернулись от руки. Патроны стояли не от Оки и как ни странно были исправны. Вот только в стойки они входили с зазором и гайками не поджимались. Пришлось накрутить на патроны фольгу от пивных банок и загнать их в стойки с натягом. Для затяжки гаек изготовил специальный ключ. Стойки собрал, заменив в них только отбойники и крепёж. Ломаную пружину поставил на левую стойку.
Слил с коробки масло, оно оказалось чистым. Монтажкой извлёк привода. Левый внутренний шарнир оказался триплетом, сильно изношенным и с распухшим пыльником. Привода решил донашивать до выхода из строя.
Отсоединил от коробки скоростей обе тяги переключения скоростей. Отсоединил привод спидометра, фишку заднего хода. Снял опору коробки на подрамник. Снял левую балку подрамника, отсоединил и снял коробку скоростей. Отмыл этот агрегат от жирной грязи, вынул для ревизии выжимной подшипник и вилку. Подшипник оказался исправным, но без смазки. Менять его не стал. Промыл, смазал и поставил на место. Отверстие под втулку стартёра оказалось разбито до овала. Втулка в нём не держалась. Распилил отверстие до круглого сечения и загнал в него втулку с портянкой из фольги и на клею.
Отвернул корзинку сцепления. Лепестки пружины в ней располагались не в одной плоскости, из-за них и гремел подшипник. Диск сцепления был новый. А вот маховик протёрт ниже посадочного места корзинки. Решил этот узел пока не ремонтировать, пока сцепление не начнёт пробуксовывать.
Маховик снял, снял задний держатель сальника коленвала. Шестерни привода уравновешивающих валов оказались хоть и с зазором, но без сильных следов износа. Решил их не менять. Заменил только сальник коленвала.
Снял и отмыл от грязи рулевой редуктор и его держатель. Крепёж редуктора и держателя пришлось заменить.
Отсоединил от выхлопной трубы все резиновые элементы подвески к кузову. Ослабил хомут крепления к штанам и сдёрнул глушитель со штанов. Отсоединил штаны от двигателя. Приваривать отвалившийся патрубок не стал. Купил новые штаны и кронштейн их крепления к двигателю.
Отсоединил от двигателя патрубок помпы, очистил его от ржавчины и покрасил.
Двигатель отмыл от грязи, снял клапанную крышку и очистил её и клапан от грязи. Прокладку под крышкой заменил. Крышку поставил на место. Снял кожух ремня ГРМ. Проверил натяжку ремня и очистил кожух ремня от грязи. Блок двигателя покрасил.
Сборку ходовой и моторного отсека проводил в обратном порядке. Натолкнулся на ляпсус – новые тормозные колодки оказались слишком толстыми и в скобе на новом диске не помещались. Пришлось составлять пару колодок из старой и новой. Тут выяснилось, что если новую ставить с наружной стороны, скоба упирается в пальцы и клинит диск. Пришлось новые накладки ставить с внутренней стороны.
После сборки ходовой и моторного отсека, вывесил зад машины. Снял колёса, снял локеры, задний бампер. С бампера снял номерной знак, противотуманку и подсветку знака. Бампер отмыл от грязи и запаял две трещины. Противотуманку переделал – заменил заклёпки на угольнике винтами, провода припаял к патрону лампы и сделал подключение в нише левого заднего фонаря.
Осмотрел задний мост. С виду он очень ржавый, скорее всего от другой, более старой машины. Тормозные трубки вообще не от Оки – длина большая, чтобы поместились, сложены зигзагом. Внешне вроде всё исправно, если не считать влажной грязи на правом тормозном щите. Колёсный цилиндр подтекает.
Снял и очистил от грязи и ржавчины задние тормозные барабаны. Снялись так, что внутренние обоймы внутренних подшипников вместе с сепараторами и роликами остались на осях моста. Сальники оказались там же. Износ барабанов неравномерный, правый больше левого. Справа стоит новый, протекающий, тормозной цилиндр и новые колодки. Слева, цилиндр родной и колодки, стёртые до железок, распорка ручника со сломанной фиксирующей пружиной.
Осматриваю привод ручника – оболочка тросов на изгибах порвана, каркас разрушился от ржавчины и при воздействии на рычаг, работает как пружина, заклинивая при этом трос.
Тормозные барабаны расточил до одинакового диаметра, почти предельного. Подшипники промыл, одну пару пришлось заменить – были затянуты, набили наклёп, и стали жевать сепараторы. Сальники заменил новыми. Подложил под пыльники самодельные шайбы, препятствующие вытаскиванию сальников обоймами подшипников. Зачистил на осях надиры. Правый тормозной цилиндр заменил на новый. Купил новую распорную планку и новые троса ручника.
Сборка всей «кормы» и заднего моста машины, регулировка тормозов и подшипников особых трудностей не принесла. Вот только люфт колёс из-за износа посадочных мест на осях под подшипники устранить не удалось. Но на тех осмотре этот люфт не проверяют, а при движении он не ощущается.
Салон, это среда обитания водителя и пассажиров. На первый взгляд, здесь было переделано и переломано всё. У обивки прокуренного потолка выпали две спицы. Обивка дверей и «топориков» была содрана и вместо неё натянута какая то чётная тряпка с надписями на иностранном языке. Эти надписи никто не мог прочитать и тем более перевести. Тряпка была прибита с внутренней стороны проволочными скобами. Концы скоб торчали в салон, царапали руки и рвали одежду. Задние ремни безопасности не выдвигались из катушек. Концы ремней были закреплены на штоках амортизаторов, а ответной части замков не было вообще. Заднее сидение подверглось воздействию электролита. Из передних ремней безопасности боле менее исправным был только пассажирский. Водительский не убирался в катушку и не фиксировался при рывке. Гайка замка ремня отвалилась от корпуса машины. Сидения были продавлены и просижены до пружин. Спинки болтались с люфтом, превышающим пределы регулировки. Сдвинуть сиденье по салазкам можно было только уперевшись в него ногами. В водительское сидение, чтобы не сидеть на полу, был засунут лист железа. Пассажирское держалось только на трёх винтах – гайка четвёртого была выдрана с куском поперечины. На рычаг переключения передач было надето что то липкое на ощупь, напоминающее внешним видом то ли муляж мужского полового органа, то ли сильно ободранную куклу.
Чтобы починить весь этот хлам, пришлось полностью разобрать салон. Оставил только обшивку потолка – пусть дрягается, мне она не мешала.
Обивку дверей и топориков тоже менять не стал, пассатижами повыдёргивал из неё все проволочные скобы, торчащие в салон. Как потом выяснилось повыдёргивал не все.
Ремни безопасности перебрал и отрегулировал. Для задних, купил недостающую ответную часть.
Для омывателя заднего стекла, купил шестерёнчатый насос. Насос оказался полным дерьмом – от жидкости у него разбухал сальник и клинил насос. По мере подрезания сальника, он выпал весь. Жидкость стала вытекать через насос в нишу фонаря, а когда её уровень падал ниже насоса, насос отказывался её качать. Пришлось выкинуть насос вместе с бачком. Их место занял бачок со встроенным центробежным насосом от какой то модели Жигулей.
Заднее сидение решил не ремонтировать – мне оно было не нужно. С передними пришлось повозиться. Распотрошил их полностью и выкинул все, набитые в них инородные тряпки и железяки. Обивку прошил. Поролоновые вкладыши проклеил по разрывам, усилил эти места дермантиновыми заплатами, а места контакта с пружинами усилил вставками из туристического коврика. Каркасы сидений поправил, поставил на место сломанные пружины и перемычки, запилил острые кромки. Восстановил работоспособность механизма откидывания спинки. Сидения собрал. Восстановить работоспособность салазок, оказалось невозможно – они туго перемещались как с роликами и сепараторами, так и без них. На поперечину крепления пассажирского сидения поставил заплату с гайкой.
Куклу с рычага переключения скоростей выкинул, поставил скромный Жигулёвский шарик.
С печкой пришлось повозиться. Не грела она по причине закрытой шторки. Дистанционно шторка не открывалась – пружинка крепления оболочки троса была потеряна. Кран печки тоже дистанционно не открывался – привод был не закреплен. Вручную кран невозможно было стронуть даже пассатижами. Текла печка по сальнику крана и обоим прокладкам. Смазка в двигателе вентилятора высохла и двигатель громко скрипел.
Печку разобрал и очистил от грязи. Двигатель вентилятора перебрал и смазал. Кран печки заменил на новый. Пружинку, прокладки и недостающий крепёж пришлось покупать. После сборки претензий к печке не было, но кран через год потёк снова.
Обогрев заднего стекла восстанавливать не стал – стекло потеет только зимой, а зимой я не езжу.
На последок восстановил работоспособность плафона салона и конечника левой двери. Салон собрал. Ключи от дверей и багажника, с виду одинаковые, оказались не взаимо заменяемые. Пришлось поменять личину замков, чтобы не путаться с ключами.
Когда снег растаял, и мне удалось отодрать примёрзшие ворота гаража, совершил пробную поездку по гаражам. Сюрпризов оказалось немного, в основном сопли в проводке – при включении аварийки, не горел левый повторитель поворотов и с запозданием срабатывал обдув радиатора.
Машина была укомплектована старыми зимними покрышками, изношенными до состояния выпадения шипов. Из тех покрышек, что поддерживали заднюю полку, выбрать тоже было нечего, кроме дисков. Пришлось покупать комплект новой резины и три недостающих диска. Как ни странно, установку бескамерных покрышек на диски выполнил самостоятельно и довольно быстро. Накачивал обычным ножным насосом.
Для техосмотра укомплектовал машину новой аптечкой, знаком аварийной остановки, новым буксирным тросом и новым огнетушителем.
Осталось пройти техосмотр.