Вокруг Ярославля.
Мягкое кресло, клетчатый плед…
Солнечный день, в ослепительных снах.
В. Цой.
Как приятно мечтать о дальних странствиях и приключениях, сидя в мягком кресле. Можно даже попутешествовать, не сходя с кресла, с помощью телевизора или компьютера. Когда смотреть телевизор и мечтать наскучит, можно строить планы о походах. А вот для того, чтобы хоть что-то сделать для свершения планов, надо оторвать задницу от уютного кресла. На это мужества хватает не всем и не всегда. Более того, найдётся тысяча одна причина, чтобы никуда не ездить. Занятость на работе, бизнес, строительство, дача, гараж, ремонт, учёба, жена, дети, собака, соседи, погода. Короче, присутствие причины и отсутствие мотивации.
Сижу дома и смотрю в окно. Небо равномерно серое, обещанного дождя пока нет. В это лето я точно никуда не поеду. Хотя и время есть и транспорт на ходу. Не привык я пока к Оке, как к транспорту. Не знаю, как он поведёт себя в различных дорожных условиях. На что способен, тоже не знаю. Чтобы узнать, надо ездить, хотя бы по области. Точно так же было с мопедом. Сначала загородные поездки. Потом, вокруг Рыбинского моря. Карелия. И три поездки по северу. Из первой вернулся на честном слове и первой передаче. Из второй еле живой. В мопеде не осталось ни одной целой детали. Даже руль переломился. В третьей поездке удалось одолеть тайгу между Сыктывкаром и Архангельском, пройдя от порога до порога 4000 км.
Надо придумать, куда ехать. Подхожу к карте области на стене. Легко сказать придумать – все дороги уже зачёркнуты, везде побывал. Хотя, кой чего ещё осталось. Вокруг Ярославля я ещё не ездил. Основа идеи – паромные переправы в Тутаеве и в Красном Профинтерне. Прикидываю расстояние, километров четыреста. На первый взгляд за день можно одолеть запросто. Но это только на первый взгляд. Больше всего не внушают доверия дороги на границах районов, а границ придётся пересечь шесть или семь. А главное, не хочется связываться с паромом, особенно Профинтернским – работает ли он вообще. По этим причинам решаю начать именно с Красного Профинтерна, но добраться до него через новый Волжский мост в Ярославле. Эй! Задница! Отделяйся от кресла! Пора в дорогу!
6.50 покупаю на заправке 10 литров топлива, и по промышленным задворкам выбираюсь к новому мосту через Волгу. Далее окружная дорога.
7.12 всего двадцать минут понадобилось, чтобы доехать до Яковлевского. И благополучно миновать две достопримечательности – главную станцию детской железной дороги и церковь Благовещенья. Здесь начало дороги на Красный Профинтерн. Чтобы не усложнять начало маршрута, решаю не заезжать на Диево-Городище. Профинтернские озёра меня тоже не интересуют. А вот мимо Некрасовской усадьбы Грешнево, и Рыбниц, а точнее посёлка Защитный, никак не проехать. В Рыбницах красивая церковь, а на погосте похоронен архитектор Артека Пекушин, или Опекушин. Точно уже не помню. Но громадный камень на могиле когда-то разглядывал.
7.55 первая граница, граница с Некрасовским районом позади. Не заметил, как доехал до Профинтерна. Пока искал паром, успел полюбоваться замком крахмалопаточного заводика. Замок скоро развалится. Впрочем, в самом центре городка тоже есть заброшенные здания.
А вот и паром! Работает и даже меня дожидается! В восемь часов на Новодашково отплывает. Следующие рейсы в 12, 14 и 18 часов. А с пятницы по воскресение есть ещё рейс в 20 часов. Обратные рейсы в 8,30; 12,30; 14,45; 18,30. А в выходные дни ещё и 20,24. Но цена! За такие деньги, я на тот берег через Ярославль проеду, и ещё на обед останется.
Еду через Бор на Вятское. Это в пределах района, но дорога здесь латанная перелатанная. Я не любитель быстрой езды, но двигаться по асфальту на третьей передаче обидно. Лучше бы этого асфальта вообще не было.
Перекрёсток с Любимской дорогой. В прямой видимости Вятское. Сворачиваю направо, и совершенно неощутимо пересекаю вторую границу. На этот раз с Даниловским районом. Проезжаю мост через речку Левашовку, сворачиваю налево и теряюсь в догадках. Где-то здесь должна быть дорога на Телицино. На деле сплошные грунтовки, убитые тракторами и куст деревень. Водитель встречной Нивы, брезгливо посмотрев на мою табуретку, сказал: «Едешь правильно, дальше до Телицино асфальт будет». За мостом через речку началось какое-то подобие асфальта для третьей передачи.
В Телицино асфальт кончился. Угадываю дорогу на Путятино. Начало кошмарное. Хорошо, что дождя четыре дня не было, и эти глинистые колдобины подсохли. Смотрю на небо – дождя точно не будет, но и особой жары пока тоже. С трудом, на первой передаче, выбираюсь из деревни. Дальше здесь, видимо, не ездят. Дорога пошла лучше. Врубаю вторую передачу. Низина и мост через ручей. В промоину воткнут деревянный крест. На одной стороне перекладины прибиты настенные электромеханические часы. На другой, подобие рукомойника. Сие изделие, скорее всего, принадлежит рабочим, что перед ручьём сруб собирают.
За ручьём, а точнее за речкой Левашовкой, которую я уже третий раз посуху пересекаю, подъём в гору и прямая как стрела, настоящая, северная грейдерная дорога. Состояние, почти идеальное. Еду на третьей передаче. Ради одной этой дороги, чтобы душу потешить, стоило сюда забираться.
К сожалению, наслаждаться пришлось недолго. В деревне Миглеево опять начались глинистые колдобины для первой передачи. Дорога стала в два раза шире. За Ольховкой улучшение дороги до второй передачи, а перед Дмитриевским начался насыпной грейдер. В самой деревне пересечение с асфальтированной дорогой до Середы. Мне туда не надо, еду к Архангельскому тракту. Асфальт вполне пригоден для четвёртой передачи.
9.52 Архангельский тракт. Сворачиваю налево и еду в Туфаново. Для разнообразия, приятно прохватить с ветерком по отличной дороге.
10.04 Туфаново. Пытаюсь узнать состояние дороги до Рыжиково. Говорят, что ездят, дальше дороги никто не знает. За посёлком, который растянулся вдоль дороги километра на два и слился с деревней Скоково, начался сносный асфальт для третьей передачи, полностью пропавший в селе Рыжиково.
10.45 Рыжиково. Пытаюсь найти дорогу дальше.
Меня интересует старая, Екатерининская дорога с Тутаева на Данилов. Про дорогу помнят только пожилые люди. А вот дальше села не ездят даже на тракторах, потому что их нет. Хотя следы их пребывания видны повсюду. По центральной улице набита такая колея, что если моя табакерка в неё провалится, достать можно только краном.
По словам местных жителей, до Малахова пешком с трудом можно пройти – дорога травой заросла. Взглянув последний раз на заброшенную рыжиковскую церковь, решаю поискать ещё один просёлок в сторону Тутаева, и покидаю село.
10.15 Деревня Бокарево, находится метрах в ста от дороги. С трудом нахожу заросший травой проезд до деревни. На первой передаче, приминая траву, которая местами выше машины, прорываюсь в деревню. Здесь трава кое-где выкошена, кое-где примята. Проезжаю до конца деревни. Дальше не примято и не выкошено. Развернуться тоже негде. Сдаю задом до ближайшего забора, и проверяю на деле особенность переднеприводных машин. А именно – затягиваю ручник, выкручиваю руль вправо, врубаю первую передачу, и, поддав газку, бросаю сцепление. Левое колесо рвёт траву с грунтом и швыряет её на капот и выше. Жуть! Еле успел выжать сцепление! Ещё немного, и машина была бы в огороде, к которому только что стояла задом. Перевожу дух от остроты ощущений и еду к дороге через деревню. Попутно, у двух местных мужичков, узнаю, что на Алексеевское уже давно не ездят. Захирела и вымерла глубинка. Этот Тутаевский район как полюс недоступности. Попробую найти проезд поближе к городу. Выбираюсь на Архангельский тракт и еду к родному Ярославлю. Заодно пересекаю третью границу районов.
11.45 Андроники. Ближе уже некуда. Заезжаю в посёлок и оказываюсь между музеем и магазином. Выбираю магазин – пора позаботиться о хлебе насущном для обеда. Вот только обедать посередине посёлка не хочется. Выеду за его пределы, найду место поживописнее, с тенью, чтобы от необещанной жары укрыться. Там и пообедаю. Пытаюсь найти дорогу на Ерёмино. Как потом выяснилось, ездят туда по дамбе через Давыдово. Я про это не знал, и, доверившись карте, попёр через коровники, вдоль осушительных канав и бескрайнего картофельного поля. Просёлок был достаточно ровный и сухой, но после малейшего дождя, даже полноприводной джип будет выпендриваться на нём, как корова на льду. По этой глинистой обманке добрался до той же дамбы за селом Давыдово. Дамба глинистая, местами подсыпана какими-то камнями. Еду на второй передаче. Жара! Скорость такая, что одуревшие от жары слепни меня догоняют и, залетев в салон, тут же пытаются из него выбраться. Почему-то через те окна, которые не открываются.
Ерёмино оказалось не на дороге, а в поле. Дамба в этом месте почти на уровне с полем. Съёзжаю с неё и напрямик еду к замеченному косарю с бензотримером. Трава оказалась намного выше, чем я предполагал. На косаря выехал по звуку и почти точно – еле успел затормозить, а он отскочить. Пока косарь не опомнился, и не перевёл своё Китайское орудие труда в самурайскую дубину, добиваю его вопросом, как проехать в Тутаев. Сработало! Но толку от самурая никакого – потерял дар речи. Бормочет что-то несвязное из полуслов. Наконец прорвало – из отборного мата узнаю, что проход в Тутаевский район есть, но на машине не проехать – глубина брода через Ить не позволяет.
Решаю это проверить. За деревней дамба превратилась в полевую грунтовку и стала ветвиться. Еду к лесу и нахожу спуск к реке. С реки доносится шум трактора. Съёзжаю с дороги на крохотную полянку с поминальным крестом какого-то паренька. Оставляю ему машину под охрану, и иду пешком к реке. Какой здесь крутой спуск! А деревья, какие высоченные! Дорога, миновав пешеходный мостик, спустилась к броду. Спуск такой, что если съехать, то назад, на переднем приводе, да с сырыми колёсами – точно не выбраться. Посередине брода и реки стоит Беларусь и набирает в одноосный пат воду. Рядом тракторист в броднях стоит. Вода ему выше колен. Разуваюсь, снимаю брюки, и сам лезу в воду. По опыту знаю – середина брода обычно выбита. Ниже по течению обычно глубина меньше. Так оно и оказалось – мне ниже колен, сантиметров сорок. Почти с колесо Оки. Дно твёрдое, из мелкой гальки с песком. Тракторист оказался с Дора. У него узнал, что с Ченцов до Тутаева асфальт. Осматриваю противоположный берег. Там поле и уклон более пологий.
12.40 брод проверен. Последний раз мысленно прокручиваю траекторию движения и иду к машине. Обедаю. Двигатель остывает – значит, вентилятор в воде не включится. Тракторист набрал воду и уехал. Пора! Только стоит ли соваться в воду на неприспособленной машине? Не проще ли такие эксперименты ставить вблизи от гаража и с сопровождением более вездеходной машины и надёжных друзей? Зубчатый ремень ГРМ у машины не защищён от протекания воды. Как он поведёт себя в воде да на оборотах под три тысячи? Вдруг порвётся или перескочит через зуб? А ведь запасного у меня нет!
13.00 либо я постарел и стал слишком мнительный, либо с годами набрался опыта и стал осторожничать. Запускаю двигатель, и осторожно спускаюсь к реке. На съезде в воду делаю контрольную остановку – машина держится на таком уклоне, но выдержит ли коробка, если выезжать задом? Обычно шестерни задней передачи на 20% слабее первой. Да и машина для таких дорог не предназначена, а значит, не рассчитана на такие нагрузки. Первая вперёд! По дуге еду через брод. Машина толкает перед собой вал воды, который видно перед капотом. Этот вал отражается от обрыва противоположного берега и плещет на капот слева. Последние метры. Дальше уже сухо! Машина с лёгкостью берёт подъём противоположного берега. Хоть бы чихнула!
Выбравшись на горизонтальное место, останавливаюсь, и пока вода не просохла, смотрю, до куда она достала. Сзади по номерной знак. Справа по низ двери, слева аж до ручки. Спереди по фары. Открываю капот – двигатель работает без перебоев. Сухая только запаска. Всё остальное в каплях воды – привод генератора постарался. Колодка датчика Холла сухая. А ведь одной капли хватило бы! Проверяю салон. В корыте багажника сухо, а вот под ковриками водителя и пассажира вода. Натекло через дверь, рулевое и технологические отверстия в поперечине крепления подрамника. Ладно! Приеду домой – просушу.
13.06 миновав поле по ровной и сухой грунтовке, выехал на асфальт перед деревней Ченцы. Дорога пригодна для движения на четвёртой передаче. Вот я и в Тутаевском районе. Пройдена четвёртая и самая сложная граница районов.
13.20 напротив деревни Машково торможу у примыкающей справа дороги. Сверяюсь по карте и спрашиваю у местных жителей – асфальт до Никольской дороги. Время есть, бензин тоже. Решаю прокатиться. Поездка более чем неспешная – асфальт для второй передачи. Но поездка того стоит – места красивые, особенно холм с Борисоглебским храмом.
13.55 пересечение с Никольской дорогой. Туда я как-нибудь в другой раз съезжу. От жары уже голова заболела. Еду в Тутаев. Сносный асфальт для четвёртой передачи.
14.15 разыскал паром в Тутаеве. Ходит на правый берег каждые полчаса с 6.30 до 22.15. Кроме 12.30; 19.30; и 21.30. Отправляется с правого берега каждый час с 6 до 22. Кроме 12; 19; и 21. Стоимость переправы для легковых машин 135 рублей, для джипов и Газелей 220 рублей.
Решаю сэкономить на переправе и добраться до Ярославля левым берегом. Машина на первой передаче, по раздолбанному асфальту ползёт по оврагу на верхнюю террасу берега. По пути попадается старый каменный мост через овраг.
Наверняка здесь раньше проходил почтовый тракт. Без труда нахожу пересечение с главной дорогой, и, свернув на неё, выезжаю из города в сторону Ярославля. Дорога узкая, сильно петляет, изобилует спусками, подъёмами, и деревнями с соответствующими названиями, типа «Дедова гора». Но ехать по этой дороге приятно и интересно – места красивые и быстро меняются. Пройдена пятая граница районов. Перед слиянием с Архангельским трактом, дорога заканчивается шести километровым тягуном, который один из велотуристов прозвал «Три погибели». За три ступени подъёма из поймы реки Ить.
14.54 пересечение с Архангельским трактом. Последние двадцать километров суперразвязок Волжского моста, промышленных задворков и в 15.35 я дома.
Пройдено 240 километров самых разных дорог. По справочнику автотуриста 1990 года издания, это дневная норма для путешествия на автомобиле. Восемь часов за рулём. Вроде немного, но для получения удовольствия вполне достаточно. Если больше, то напряг пойдёт. Вторую часть маршрута, от Профинтерна до Тутаева правым берегом, я пройду как нибудь потом. Этот маршрут длиннее, но проще – почти весь знаю. И дороги здесь лучше. Да и доп только один, но зато какой!