Пройденный на амфибии «Абракадабра» маршрут по Могзе, Устью и Которосли, оставил мне несколько задач, решить которые, можно только повторив часть пройденного маршрута по суше. Для решения поставленной задачи решил использовать не мопед, а Японский скутер «HONDA – SKY». Этому самокату уже четверть века. Он один из первых скутеров Японии.
С виду, более похож на детский самокат, чем на скутер. Из наворотов, только раздельная смазка и автоматическое сцепление, вариатора нет, по всему остальному он не отличается от нашей «газульки», хотя значительно меньше и легче её. Двигатель 45 см3, мощность около 2,5 сил, скорость 25 – 30 км/ч. Ведёт себя примерно так же, как наша двуха на первой передаче, только не верещит и тянет лучше.
24 августа 7.06 поехал. Дорога знакомая – взбалмошная юго-западная окружная. Утро, а машин прорва. Особенно досаждают автобусы.
7.47 перекрёсток около церкви в Лучинском. Еду на Гаврилов Ям. Дорога не загружена, но узкая. Очень красивый вид на долину с горы перед Климовскими карьерами. Сами карьеры тоже место интересное.
8.30 поворот на Заячье – Холм. Еду прямо.
8.50 село Унимерь. Красивая, недавно восстановленная церковь.
9.05 поворот на Гаврилов Ям. Красивый вид на бескрайние поля.
9.17 въезд в город. По этой дороге я ещё не ездил. Сориентировался с трудом, еле нашёл выезд на мост через Которосль. За мостом, нахожу первую улицу со съездом в сторону железнодорожного моста. Еду по ней, улица грунтовая, местами неровная. Чем ближе к железной дороге, тем она уже и больше заросла травой. У последнего дома дорога кончилась. За деревьями угадывается железнодорожная насыпь. Ищу тропинку. Их три – одна ведёт к реке, другая на мост, третья вправо на насыпь. Выбираю третью. Крутизна такая, что велосипед на горбу заносить надо. Тут выясняется достоинство маломощной и лёгкой техники с автоматическим сцеплением. Завожу движок, даю малый газ и направляю скутер по тропе. Сам себя он в гору везёт, на заднее колесо встать не пытается, и мне идти в гору помогает. Железнодорожные пути – не проблема! Самокат легче мопеда – перетаскивается элементарно. Спуск с насыпи – хоть два! Сел, дави на оба тормоза, чтобы еле ехал и всё. Тормоза то у него работают, а не числятся, и оба на руле, как у велосипеда. За насыпью - продолжение города. Всё тот же частный сектор, всё та же грунтовая улица, которая выходит к сосновому бору и оврагу.
9.32 город кончился и начался первый доп. Проходим он только пешком, на велосипеде, или на очень лёгком мопеде. Даже на двухскоростном мопеде, не говоря о «Пилоте», соваться туда, не советую.
В овраг спускается еле заметная тропа. Внизу ручей, через который переброшена какая-то железная вывеска с большими буквами. Далее подъём в гору и поле. Через поле, по краю речного обрыва, ведёт еле заметная тропинка. По ней скутер едет без проблем, не напрягаясь. Тропинка приводит к двум старым кирпичным домам.
Не смотря на затрапезный вид, дома обитаемы. Здесь нахожу луговую дорогу. В одну сторону она ведёт к виднеющимся за полем дачным домам, в другую – по берегу реки. Еду туда. Дорога заканчивается у какого-то особняка. Здесь же нахожу еле заметную тропу в обход оврага к берегу реки. Тропа выходит на другую дорогу. Дорога заканчивается пикниковой поляной на берегу оврага и реки. Через овраг и ручей идёт только тропа. Дальше начинается лес. В лесу несколько раз приходится перетаскивать скутер через упавшие деревья, преодолевать овраги с ручьями. Тропой пользуются редко и естественно её не чистят.
10.03 тропа выходит на делянку. Лес вырублен полосой метров на двести. Тропа теряется под ворохом сучьев и в следах трелёвочного трактора. За делянкой, в лесу, попадается несложный овраг.
10.35 поляна со следами легковых машин. Эта то поляна мне и нужна. Нахожу на ней яблоню и подбираю опавшие с неё яблоки. Это Анис. С ветки он не вкусный, пресной и вяжет как черёмуха. Опавшие яблоки чуть лучше, но годятся только для заварки чаю. Для этого он мне и нужен. Покончив с яблоками, еду по следам легковых машин.
10.50 следы ведут в поле, обходят деревню Кощеево справа, и соединяются с основной дорогой в эту деревню. Еду от деревни. Дорога нырнула в лес, там вышла на лесовозную, которая, вероятно, идёт с той делянки на берегу Которосли. Дальше лесная грунтовка подразбита лесовозами, но часть луж на ней засыпана. Лес кончается, далее идёт полевая дорога к фермам. Сейчас сухо и грязи у ферм нет. Здесь же валяется несколько вязанок круглого леса. Дальше деревня Романцево, начало асфальта и конец первого допа.
11.00 железнодорожный переезд за деревней Романцево.
11.10 за деревней Турово дорога примыкает к основной из села Великого. В Великое мне не надо, я еду налево. За деревней Плещеево асфальт заканчивается, мимо коровников еду по бетонным плитам, за коровниками идёт превосходный грейдер. Его можно считать началом второго допа. Перед деревней Дровнино переезд через железную дорогу, которая кажется заброшенной.
11.25 в деревне Дровнино нахожу остатки странного дома с подвалом и погребом.
Рисунки таких убежищ, были в учебниках по Гражданской обороне. Около этого дома сворачиваю с грейдера направо и еду через деревню по пыльной грунтовой улице. Деревня кончается и далее до деревни Ушаково идёт полевая грунтовка.
11.33 в конце деревни Ушаково нахожу старый, зарастающий травой, грейдер. Еду по нему вправо, до железнодорожного переезда. За переездом начинается бетонка из плит, уложенных в две колеи.
Ехать приходится не по плитам, а рядом, так меньше трясёт. Перед деревней Заречье, крутой подъём. Справа, в поле, остатки силосной башни. Слева, развалины церкви, заросшие деревьями.
Дорога на пригорке проходит мимо этой церкви, от неё остались только две стены. Подходить опасно. До Кондитово бетонка идёт полем. Справа поле, за ним какая то церковь, прекрасно сохранилась, хотя и заброшена. Дороги к ней я не встретил.
Слева тоже поля и прекрасный вид на Семибратовскую низину.
12.02 Кондитово. Бетонка кончилась, дальше идёт грейдер.
12.11 железнодорожный переезд, за ним выезд на асфальт и конец второго допа. На асфальте еду вправо, до пересечения с Московской автодорогой.
12.20 Московская автодорога. По ней проезжаю Семибратово.
12.27 за Семибратовским мостом через Устье, поворот с Московской на Левково. Мне туда.
12.30 – 12.42 выехал на берег Устья в районе садов и наскоро перекусил – время обедать.
13.07 напротив деревни Спирцево кончился в баке бензин. Бак у скутера всего два литра – на пол дня еле хватает. Заливаю полторашку. Тоже не надолго.
13.30 Село Савинское. Пытаюсь разыскать дорогу к Солонинскому мосту через Могзу. Особо искать не приходится – это единственная дорога через Макарово.
13.30 Солонинский мост. Съезжаю в укромненькую низинку справа от моста. Оставляю в ней скутер – по полю без дороги или колеи он не едет. Иду искать на берегу Могзы ещё одну яблоню. С воды её превосходно видно. На ней крупные красивые яблоки. Но из лодки на берег было не вылезти – слишком крут.
Каково было разочарование, когда я эту яблоню нашёл. До моего приезда, её изрядно пообъели коровы, то, что осталось, оказалось жуткой кислятиной. Сорт поздний, типа Осенней полосатой, снимать плоды надо перед заморозками, потом держать месяц в подвале, только после этого есть.
13.50 далее мой путь на Яковцево. Это третий доп. Дорога от Савинского идёт через поле и перелесок к деревне Бекренево. За деревней превосходный грейдер, который выходит к мосту перед селом Яковцево. Здесь асфальт и конец допа.
14.22 Мост через Могзу. Далее асфальт. Еду в сторону Титово. По дороге, кроме церкви в Яковцево, встречается ещё одна недействующая, но очень красивая церковь в селе Никола-Бой. Здесь сохранилась даже кладбищенская ограда с воротами.
14.45 Родионово. Начало Настасьинского допа.
до Настасьино, лесные лужи кто-то потревожил. Дальше сухо, за исключением нескольких луж в Редриково и брода через Жуковку. В этих местах скутер пришлось проводить. В одном месте он всё-таки увяз в глине по самый редуктор. Удобно то, что он легче мопеда и по ширине вписывается в тракторную колею.
15.18 Степанчиковская дорога и конец последнего, четвёртого, допа. Осматриваю скутер и отскабливаю налипшую глину. Дальнейшая дорога трудности не представляет.
15.55 Коромыслово
16.08 Шопшенский перекрёсток. Сворачиваю на Курбу.
16.45 около деревни Колокуново кончилась заправка в баке. Заливаю последние два литра.
17.10 Курбский перекрёсток. Еду на Ярославль.
18.05 гараж. Поездка закончена.
* * *
Пройдено около 203 км, из них: Кощеевский доп 10 км, Ушаковский доп 11км, Бекреневский доп 6 км и Настасьинский доп 6 км. Самый трудный из допов – Кощеевский, здесь резко пересечённая местность, ручьи и нечищеная лесная тропа. Самый грязный из допов – Настасьинский. Остальные допы не сложные – обычные полевые дороги. Надо сказать, что скутер, с его небольшой крейсерской скоростью, чувствовал себя на грейдере превосходно. Для таких дорог, это оказалась более удобная, чем двухскоростной мопед, машина. Расход топлива примерно 4 литра. Потерь, поломок и отказов – нет.