Охота на глухаря на токах

article64.jpg

Грива соснового леса по краю мохового болота. Ночь. Журчит вода, пробиваясь сквозь льдинки, да порой вда­леке слышен крик совы - неясыти. Лес полон таинственных шорохов, звуков. Пахнет пре­лой хвоей и багульником. Слух напряжен до предела. И вдруг (это всегда бывает вдруг)... ветер доносит не то шорох, не то шелест, не то стрекотание.

 Тишина. И снова тот же таинственный звук. Долгожданная песня! Ста­раясь не шуметь, не трещать сучьями и не чавкать сапо­гами по воде, охотник идет на звук. Чем ближе, тем отчетливей слышны оба колена песни. Сначала, щел­канье. Звук этот подобен стуку ногтем по пустой спичеч­ной коробке: «Тэк-тэк, так-тэк». Тэканье становится все чаще и переходит во второе колено - «точение». Его не­редко сравнивают со звуком трения ножа о нож или с отдаленным стрекотанием сороки. Но проще всего пере­дать его, если быстро произнести шепотом «триста - четыреста, четыреста - триста». Издали слышно только точение. Чем ближе птица, тем звучнее щелканье, а когда до глу­харя остается 50 - 60 шагов, щелканье становится еле слышным, а точение перекрывает все остальные звуки ве­сеннего утра.

 Идти можно только во время точения, когда глухарь ничего не слышит и, будучи перевозбужден, практически не видит. Этим и пользуется охотник, успевая за две-три секунды сделать несколько шагов-прыжков и зами­рая на месте, когда точение кончается. Одна песня, вто­рая, третья. Все ближе и ближе птица. Все хуже слышно щелканье, все резче точение. И вот стал различаться третий звук, какое-то не то шипение, не то шелест. Это глухарь перед вторым коленом расправляет хвост, то рас­крывая, то снова закрывая его. До птицы не больше 50-60 метров. Охотник замер, укрывшись за стволом сосны, медленно переводит взгляд от дерева к дереву, осматривает вершины, крупные сучья все, что похоже на глухаря. Вот «ведьмина метла» - просто густая вет­ка. Летят минуты. Светлеет небо, на его фоне резче обозначаются вершины деревьев. Давно уже токует бе­кас, протянул вальдшнеп, на ближней вырубке шумят тетерева. Песню за песней поет глухарь. Где-то рядом на вершину дерева с грохотом села глухарка. «Кок - кок». Глухарь сорвался, перелетел на соседнее дерево, сел на сук у ствола, посидел две - три секунды молча и... снова льется песнь любви. Теперь он весь на виду. Огромная птица медленно переступает ногами по толстому суку старой сосны. Крылья опущены, развернут веер хвоста. Шея то вытянута параллельно суку, то поднята вверх, вздрагивает в такт щелканью и бьется в мелкой дрожи во время точения. Три минуты. Пять. Стало совсем светло. Пора стрелять. Под песню поднимает охотник ружье. Выстрел. Над головой сорвалась глухарка, с тревожным квохтаньем полетела прочь. А глухарь замер, перевер­нулся и начал падать, ломая сучья.

 Теперь впереди еще километры болот, разлившиеся речки, овраги. Потом поезд, приятный вечер с друзьями, приглашенными «на глухаря», и оставшиеся на всю жизнь неизгладимые воспоминания.

 Для того чтобы охота на глухарином току прошла ус­пешно, нужно много ночей провести в весеннем лесу, ис­ходить десятки километров по моховым болотам и сос­новым гривам, бурелому и снеговой каше и не раз воз­вращаться домой с пустым рюкзаком.

 Главное в охоте, умение найти места токов. Глуха­ри постоянны в выборе токовищ. Большие тока бывают известны охотникам многие годы. При бережном отно­шении к ним там можно охотиться долгое время. Самым надежным помощником на такой охоте всегда остает­ся опытный местный охотник, хорошо знающий угодья и расположение токов. Но и это не освобождает спортсмена от большой и трудной подготовки к охоте. Постоянство птиц не исключает случаев, когда меняется количество токующих птиц и расположение токов. Эти изменения происходят в зависимости от рубок и дру­гих лесохозяйственных работ, а также перемены в ланд­шафте при естественном росте насаждений. Одни тока постепенно уменьшаются и по площади, и по числу птиц, а затем исчезают; другие образуются на новых местах. Поэтому ежегодно необходимо перед охотой проверять тока и вести учет птиц. Особенно сложно искать тока в незнакомом месте.

 В зависимости от района, состава угодий, масштаба рубок в лесах глухари токуют в самых разнообразных местах, но при всем этом они предъявляют к токовищу оп­ределенные, довольно жесткие требования. Как правило, тока бывают в старом, преимущественно хвойном лесу, чаще всего в сосняке. В районах, где мало сосны, глухари токуют и в ельнике.

 В смешанном лесу птицы выбирают участки, на кото­рых примесь хвойных деревьев составляет не менее 40% состава насаждений. В южном Подмосковье птицы току­ют иногда на осинах, реже на дубах. Березу глухарь из­бегает.

 В густых лесах глухари не токуют: они предпочитают средне сомкнутые насаждения с рединами и чистыми по­лянами, поскольку в таких местах удачно сочетаются хо­рошие защитные условия и возможность достаточного обзора местности. Не менее важно для них и наличие полян. С рассветом птицы слетают на землю, где продол­жается токование, происходят драки между петухами и спаривание.

 Знание требований, предъявляемых глухарями к мес­там токования, позволяет взять «под подозрение» угодья, где следует искать тока.

 В марте глухари концентрируются вблизи токовищ. Чем больше пригревает солнце, тем активнее становятся петухи. Вот они уже «чертят», слетая на снег, распускают крылья и оставляют характерные следы. Чем меньше сне­га в лесу, тем активнее токование. Вот уже начинают сле­таться глухарки. Тока в разгаре.

 Петухи прилетают на ток чаще всего вечером, на за­ре, в самом начале сумерек. Вылет глухарей обычно сов­падает с началом тяги вальдшнепа. С шумом, разнося­щимся на 200 - 300 метров, усаживается глухарь на дере­во, несколько раз встряхивается, иногда перелетает с сучка на сучок и затихает, внимательно оглядывается, слушает. Садится второй... третий... Снова тишина. И опять грохот крыльев, иногда сопровождаемый харак­терным «кеканьем» или «кряхтением». Вот один из глу­харей защелкал. Сначала медленно, лениво, затем все бы­стрее и азартнее. Теперь уже звучит «полная песня», оба колена. Но недолго поет глухарь по вечерам. Все темнее и темнее в лесу, затихают дрозды, и только бекас токует над ближним болотом. На глухарином току воцаряется тишина. А с первыми признаками рассвета начинается токование. В ясные дни раньше, в облачные позднее. Пас­мурная погода и даже мелкий дождь - не помеха для глухаря.

 Только сильный холодный ветер резко снижает активность птицы. В любом случае, если протянул пер­вый вальдшнеп и слышно токование бекаса, можно быть уверенным, что глухарь давно уже поет. На току бывают не только поющие самцы, но иногда и значитель­ное количество «молчунов». Это молодые годовалые петухи, которые не участвуют в токовании. Они сидят молча, изредка «текают» или начинают неумело щел­кать.

 На рассвете на ток прилетают глухарки. Они с шумом садятся на деревья, квохчут, подлетая то к одному поюще­му петуху, то к другому. Найдя «избранника», глухарка садится на землю. К ней слетает петух, иногда несколько. Токование продолжается на земле. Здесь же происходят драки между петухами. Гулкий грохот ударов крыльями далеко разносится в тишине весеннего утра. После спари­вания глухарки улетают, обычно с восходом солнца. Ток постепенно затихает. Глухари подолгу молчат, ходят по земле, склевывая листья и прошлогодние ягоды, и пооди­ночке улетают. Самые активные петухи иногда задержи­ваются на току до восьми-девяти часов утра, и при яр­ком солнце можно увидеть поющего глухаря.

 Закончив кладку яиц, глухарки садятся на гнезда, пе­тухи еще прилетают с вечера на ток. По утрам почти в полной темноте поют, но недолго, иногда только щелкают
; потом смолкают и начинают кормиться. С рассве­том ток пустеет. Это время совпадает с разгаром цвете­ния осины. «Глухарь подавился осиновой сережкой», - говорят охотники.
Розыск глухариных токов и охота на них основаны прежде всего на знании особенностей биологии птиц.

 Еще по насту, в марте, охотники начинают проверять предполагаемые места тока: следы глухарей на снегу, «черчение», помет птиц под деревьями. С исчезновением снега розыск и проверка токов ведется на вечерних и ут­ренних зорях. Вечером, стоя на возвышенности или заняв геодезическую либо пожарную вышку в лесу, можно точ­но засечь направление полета глухарей к току. Места, взятые «под подозрение», обязательно проверяют на ве­чернем подслухе. Для этого приходят на место пример­но за час до заката солнца. Не следует заходить в центр предполагаемого тока, чтобы не испугать птиц, да и ве­чером надо уходить тихо. Лучше всего нескольким на­блюдателям располагаться по периферии тока. Хорошо иметь компасы, сверенные часы и схемы кварталов. Услышав посадку глухаря, засекают время и азимут с тем, чтобы дома подсчитать число прилетевших птиц и по пересечению азимутов установить их размещение по токовищу. Утренняя проверка сводится к прослушиванию и под счету токующих петухов. Придя на ток заблаговременно или переночевав невдалеке от него после вечернего подслуха, наблюдатель еще до рассвета медленно и осто­рожно двигается по току. Обычно для такого маршрута используют дороги, просеки, тропы, где легче бесшумно идти в темноте. Проходить вблизи поющих глухарей нужно только «под песню», чтобы не спугнуть их.

 Порой идешь местами, где должны быть или бывали в прошлые годы глухари, но токования не слышно. Зна­чит, птицы переместились за пределы слышимости или молчат, заслышав охотника. В таком случае надо отойти на 100- 150 метров, присесть и затихнуть. Успокоившись, глухари запоют снова. С рассветом, когда прилетят глу­харки, по их посадкам и квохтанью легко определить рас­положение петухов.

 Глухарки бывают слышны на значительном расстоя­нии. Еще дальше разносится шум и хлопанье крыльев во время драк или когда петух поет на земле и периодически подлетает, стуча крыльями. Подход к поющему глухарю требует некоторых навыков. Часто спортсмен портит охо­ту собственным нетерпением и горячностью. Не спе­шить - основное правило охоты на току. Заслышав глу­харя, ни в коем случае не следует бежать к нему. Идти нужно медленно, внимательно прислушиваясь и стараясь не шуметь. Чем раньше начнется подход «под песню» - тем лучше. Под песню не следует прыгать, лучше делать три-четыре широких шага. Нужно переждать песню-две, осмотреться, заметить валежины, кочки и ямы - все то, что может помешать и испортить охоту. Чем ближе глу­харь, тем медленнее надо идти, тем важнее точно засечь направление песни. Часто птица оказывается гораздо бли­же, чем это кажется охотнику, и при неосторожном шаге срывается прямо над головой.

 Подойдя к птице затемно, нужно ждать под деревом до тех пор, пока она станет видна на фоне неба. Порой высмотреть глухаря на дереве бывает очень сложно. Здесь требуется навык и хорошее зрение. Чаще всего глухарь обнаруживает себя движениями головы, хвоста или хождением по суку. Стрелять можно только тогда, когда птица ясно видна. Неопытные охотники зачастую стреляют в «ведьмину метлу» или в густую вершину сос­ны, а глухарь срывается в стороне, а то и над самим охотником Лучше стрелять «под песню», это дает воз­можность повторить выстрел в случае промаха.

 Очень часто охоту на току портят молчуны. Оставаясь незамеченными, они близко подпускают охотника, а за­тем с шумом и тревожным «креканьем» срываются с де­рева, летят над током, пугая остальных птиц. При этом поющие петухи замолкают, а сидевшие близко от спуг­нутого молчуна тоже срываются и перелетают на другие деревья. Единственный способ не вспугнуть молчуна - обойти его. Для этого нужно знать, хотя бы примерно, где он сидит. Здесь может помочь только вечерний под-слух. Зная места посадки глухарей вечером и прослушав их утреннее токование, удастся определить, сколько сев­ших с вечера глухарей не поют и где сидят молчуны.

 Помимо молчунов охоте могут помешать и глухарки.

 Заметив приближающегося охотника, они с испуган­ным квохтаньем перелетают с дерева на дерево. Глухари в этих случаях замолкают, начинают оглядываться, при­слушиваться. Малейшее движение охотника - и ток под­нимается на крыло. Чтобы избежать этого, подходите к глухарю до прилета глухарок на ток и, укрывшись за стволом дерева, на расстоянии выстрела, тихонько дожи­дайтесь рассвета, когда можно будет увидеть поющего петуха.

 Если это не удалось и охотник при подходе к петуху обнаружен глухаркой, выход один - затаиться и ждать. Ждать, пока она успокоится, перелетит на другое дерево или спустится на землю, только тогда можно продол­жать подход к глухарю.

 Начинающему спортсмену довольно сложно в одиноч­ку освоить эту охоту. Беда в том, что даже люди с отлич­ным слухом на первых порах зачастую не слышат глуха­риную песню, не выделяют ее из массы звуков весеннего леса. Поэтому при такой охоте вдвоем бывает полезно «посадить» глухаря на вечернем подслухе, чтобы точно знать, где он.
Об охоте на глухариных токах существуют разноречи­вые мнения. Некоторые считают ее простой, примитивной и неинтересной. Это мнение не лишено оснований, если охотишься в сопровождении егеря-, который ведет стрел­ка к току и сопровождает его под песню несколько де­сятков метров. В этом случае не промазать в пятидесяти шагах по огромной птице - премудрость невеликая. Но безмерно счастлив бывает тот, кто в малознакомых угодьях нашел глухариный ток, отслушал вечерний вы­лет, прокоротал у костра весеннюю ночь, а утром пол­ной мерой насладился таинственными песнями, наглядел­ся на бой краснобровых лесных великанов и возвращает­ся домой с тяжелой птицей за плечами.

Похожие статьи:

Охота на дичьОхота на тетерева на осенних токах

НовостиОтстрел кабанов в Тверской области не победит чуму свиней

НовостиВ ожидании охоты

Охота на дичьОхота на тетеревов

Охота на дичьОхота на селезней с подсадной

НовостиВ Ярославской области введен особый противопожарный режим

Описания дичиТетерев

НовостиВ ярославских лесах расплодились волчьи стаи

Охота на дичьС легавой по вальдшнепу

Комментарии (0)

Нет комментариев. Ваш будет первым!

← Назад

Ищу попутчика

Нет объявлений для отображения.

Кулинарные рецепты

Кто онлайн?
Пользователей: 0
Гостей: 679
Сегодня были:
SmirnOFF